'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 29

Просмотры  23 просмотров

Дмитровская А.Ю.

  


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *

  


Аннотация:
 в статье рассматривается вопрос возникновения проблематики правового регулирования банкротства кредитных организаций. Регулирование законодательством Российской Федерации общих вопросов, связанных с банкротством и правоотношениями, в которые вступают субъекты гражданского права, имеющие специальную гражданскую правоспособность.   

Ключевые слова:
банкротство кредитных организаций, несостоятельность кредитных организаций, предупреждение банкротства, субъекты правового регулирования, правовое регулирование, меры по предупреждению банкротства.   


В настоящее время в банковской системе Российской Федерации наблюдается определённый кризис. Причиной изначально явилась появившаяся пандемия коронавирусной инфекции, а затем введение в отношении банков беспрецедентных по своему масштабу санкций со стороны недружественных стран, в результате которых банки страны попали в тяжёлое экономическое положение. В связи с этим Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации предпринимаются ряд мер, направленных на поддержание финансового положения банков и недопущению их банкротства. Так, например, в настоящее время в Российской Федерации вводятся послабления для кредитных организаций. Федеральный закон от 19.12.2022 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ввел нормы, которые включают в себя не применение мер по финансовому оздоровлению и мер по предупреждению банкротства в случае уменьшения по итогам отчетного месяца у кредитной организации собственных средств ниже размера ее уставного капитала, указанного в ЕГРЮЛ. Ранее при наличии данного обстоятельства, Банк России согласно статьям 189.9 и 189.20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ был обязан проводить меры по предупреждению банкротства. Указанные послабления вводились до 1 июня 2023 г., однако впоследствии были продлены до конца 2023 г. На наш взгляд, подобные послабления и дальше будут продлеваться до тех пор, пока санкции недружественных стран не будут отменены и ситуация в банковской сфере Российской Федерации не стабилизируется. В Российской Федерации в 2022 г. Постановлением Правительства № 497 от 28.03.2022 г. был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по требованию кредиторов. В числе субъектов, на которых распространялось действие моратория, оказались кредитные организации. Согласно указанному мораторию требования кредиторов приостанавливались на полгода. Это означало, что в период действия моратория приостанавливалось исполнительное производство и кредиторы кредитной организации не могли предъявить к ней требования по взысканию задолженности по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей. В ходе проведенного нашего исследования были проанализированы нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), регулирующие процедуру банкротства кредитной организации. На наш взгляд, некоторые положения закона нуждаются в изменении и совершенствовании, которые позволили бы уменьшить продолжительность проведения процедуры банкротства, а также ввели бы дополнительные гарантии лицам, участвующим в деле о банкротстве кредитной организации. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» называет в качестве обязательного условия для подачи кредиторами заявления в арбитражный суд отзыв у кредитной организации лицензии Банка России на осуществление банковских операций. В случае если Банк России не отозвал лицензию у кредитной организации самостоятельно, кредиторы вынуждены перед подачей заявления в арбитражный суд обращаться с ходатайством в Банк России об отзыве у кредитной организации лицензии. По современному законодательству право подачи заявления у кредиторов возникает только после получения ответа от Банка России или после истечения двух месяцев в случае его непредоставления. Необходимость совершения кредиторами указанных действий увеличивает продолжительность процедуры признания кредитной организации банкротом, а также создает риск в образовании у кредитной организации ещё большей задолженности. Представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части того, чтобы кредиторы наделялись правом подачи заявления в арбитражный суд, не дожидаясь при этом ответа Банка России. При подаче заявления в арбитражный суд кредиторам необходимо приложить к нему копию заявления, направленного в Банк России, об отзыве у кредитной организации лицензии, а также копии документов, подтверждающие наличие у кредитной организации признаков банкротства. Данный порядок подачи заявления в арбитражный суд поможет ускорить процедуру признания кредитной организации банкротом, а также поможет предотвратить риск образования большей задолженности и увеличения числа кредиторов.Меры по предупреждению банкротства в настоящее время проводятся Банком России при участии Агентства по страхованию вкладов или ООО Управляющей компании «Фонд консолидации банковских средств. ФКБС является подразделением Банка России и осуществляет проведение мер по предупреждению банкротства от его имени, тогда как Агентство является государственной корпорацией, которая принимает участие в проведении мер по предупреждению банкротства по предложению Банка России. В настоящее время процедура конкурсного производства проводится в отношении 299 банков и связи с тем, что риску при банкротстве кредитной организации подвержено неограниченное количество субъектов-вкладчиков, представляется правильным внести в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» изменения, которые выражались бы в обязательном совместном участии ФКБС и Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций. Банк России, назначая меру по предупреждению банкротства в виде временной администрации по управлению делами кредитной организации, обязан издать об этом соответствующий приказ, а также опубликовать его в течение десяти дней в своем официальном издании «Вестнике Банка России». На наш взгляд, для своевременного уведомления кредиторов и лиц, имеющих вклады в кредитной организации, представляется разумным банку размещать информацию о назначении временной администрации на своем официальном сайте. Процедура финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» может проводиться по инициативе руководящего органа или Банка России. При этом руководитель кредитной организации должен сначала обратиться с ходатайством в совет директоров банка, отрицательный ответ которого, позволяет ему обратиться в Банк России. На наш взгляд, данная процедура усложнена российским законодательством и нуждается в изменении. Необходимо ввести обязанность руководителя кредитной организации при первых обнаружениях обстоятельств, при которых возможна процедура финансового оздоровления, обратиться в Банк России с соответствующим заявлением. При этом также целесообразно ввести административную ответственность для руководителя кредитной организации в случае невыполнения данной обязанности. Указанные изменения помогут в кратчайшие сроки начать процедуру санации банки, что может положительно сказаться на результатах её проведения. Анализ судебной практики по делам о банкротстве кредитных организаций позволяет утверждать, что в подавляющем большинстве случаев причиной обстоятельств, вызвавших признаки банкротства, являются преступные действия руководителей и сотрудников банка. В этой связи представляется правильным ужесточить наказание за фиктивное и преднамеренное банкротство кредитной организации, добавив соответствующие изменения в статьи 195,196,197 Уголовного Кодекса Российской Федерации – санкцию части 1.1 статьи 195 УК РФ изложить в следующей редакции: «наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей либо без такового», санкцию части второй статьи 196 УК РФ изложить в следующей редакции: «наказывается штрафом в размере пяти миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового», санкцию статьи 197 УК РФ изложить в следующей редакции: «наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей либо без такового».Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время кредитные организации испытывают ряд экономических проблем, вызванных действиями недружественных стран. Правительство РФ и Центральный Банк РФ предпринимают меры, которые помогают поддерживать стабильную работу кредитных организаций и помогают им преодолевать трудную экономическую ситуацию в стране. В настоящее время законодательство РФ, регулирующее процедуру несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, продолжает свое развитие и совершенствование. Предложенные нами варианты совершенствования законодательства позволят сократить срок рассмотрения арбитражным судом дела до признания кредитной организации банкротом, повысят гарантии субъектов, участвующих в деле о банкротстве, а также увеличат ответственность руководства и сотрудников банка, чьи действия являются зачастую причиной банкротства кредитной организации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дмитровская А.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 188 - 194. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10766 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10766



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.