'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 2
  4. Научная статья № 21

Просмотры  33 просмотров

Василов Д.А.

  


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД *

  


Аннотация:
исследование посвящено основным проблемам уголовной ответственности в результате несоблюдения законодательства о закупках для государственных либо муниципальных нужд. В работе рассмотрено понятие уголовной ответственности в результате несоблюдения законодательства о закупках для государственных либо муниципальных нужд, а также проанализированы особенности назначения уголовного наказания за данные преступные деяния. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в настоящее время существует потребность научного осмысления единообразных подходов относительно уголовной ответственности в результате несоблюдения отечественного законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе при заключении, изменении, расторжении государственных и муниципальных контрактов, их исполнении, ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение. Велика роль судебной практики в совершенствовании российского законодательства, выявлении пробелов и коллизий в правоприменении, обозначении общественных отношений, недостаточно регламентированных правовыми нормами.   

Ключевые слова:
государственные закупки, государственные нужды, наказание, нарушение законодательства, уголовная ответственность.   


Введение. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в настоящее время существует потребность научного осмысления единообразных подходов относительно уголовной ответственности в результате несоблюдения отечественного законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе при заключении, изменении, расторжении государственных и муниципальных контрактов, их исполнении, ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение. Велика роль судебной практики в совершенствовании российского законодательства, выявлении пробелов и коллизий в правоприменении, обозначении общественных отношений, недостаточно регламентированных правовыми нормами.Проблема уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд в специальной литературе освещалась многими авторами (Герцензон А. А., Ковалев М. И., Анашкин Г. Э., Кригер Г. Л., Карпец И. И., Келина С. Г., Загородников Н. И., Багрий-Шахматов А. В., Шишов О. Ф., Кривоченко Л. Н., Сахаров А. Б., Кузнецова Н. Ф., Махоткин В. П., Кардаев Н. С., Фефилова В. П. и др.). Несмотря на весомый вклад указанных авторов в изучение уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, ранее сформулированные выводы и предложения требуют уточнений и дополнений и прежде всего в результате того что исследуемая тема находится в наиболее актуальном русле мировых направлений усовершенствования уголовно-правового воздействия на преступные проявления в области безопасности бюджетной отрасли государства, основное значение в котором отводится отечественным органам власти, а также институтам отечественного гражданского общества.Цель данной работы состоит в изучении особенностей уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.В первой половине 2018 года в нашей стране издали довольно ожидаемый Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» и помимо этого определенным изменениям подвергся УК РФ, в котором появились новые статьи: 200.4, а также 200.5.На основании данных статей УК РФ предопределены со слов законодателя, следующие варианты уголовной ответственности:- для должностных лиц муниципального и государственного «Заказчика»: контрактного управляющего; работника контрактной службы «Заказчика»; членов комиссии, которые осуществляют закупку; лиц, которые производят непосредственно приемку закупленных товаров, услуг, а также работ;- для тех, кто принимает участие в государственной закупке.Вариант наказания, который будет применен к тем лицам, которые непосредственно участвовали в процессе закупок, определяют судебные органы на основании тяжести преступных деяний, а кроме этого размера ущерба, причиненного государству либо его органам определенным виновных субъектом.На основании норм ст. 200.4 УК РФ определена ответственность в результате совершения конкретных деяний, а именно не исполнение законодательства относительно контрактной системы предопределенной в нормах Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при закупочной деятельности. Отечественный законодатель особо заострил внимание на том, что преступления, указанные в нормах ст. 200.4 УК РФ совершаются во время закупочной деятельности работниками «Заказчика», которые на основании собственного статуса не выступают в качестве должностных лиц. Такие работники не могут на основании собственного статуса принимать различные административные решения во время применения бюджетных денег, но на самом деле у них есть возможность собственными преступными деяниями причинить убыток во время исполнения возложенных на них обязанностей. Указанные преступления наказывают на основании УК РФ: - штрафом, но не более 200 тысяч рублей либо в сумме зарплаты виновного субъекта, либо другого дохода осужденного субъекта за срок времени не более восемнадцати месяцев; - принудительной трудовой деятельностью на период времени не более трех лет с лишением возможности занимать некоторые должности либо конкретными видами деятельности на период времени не более трех лет, либо без этого; - лишением свободы на период времени не более трех лет с лишением возможности занимать некоторые должности либо конкретными видами деятельности на период времени не более трех лет, либо без этого.Подкуп сотрудника контрактной службы либо контрактного управляющего, а также членов комиссии, которые занимаются закупками рассматривается в нормах ст. 200.5 УК РФ. В данном случае подкуп определен следующим образом: это противоправная передача сотрудникам «Заказчика» либо третьим лицам, которых указали данные сотрудники определенных имущественных благ за исполнение незаконных действий, связанных с государственными закупками.Предварительно сфальсифицированное экспертное заключение относительно государственных закупок рассматривается в качестве преступного деяния в нормах ст. 200.6 УК РФ. На основании данной статьи предопределена уголовная ответственность в результате передачи экспертом предварительно сфальсифицированного экспертного заключения относительно государственных закупок. На основании норм ст. 200.6 УК РФ главный квалифицирующий показатель преступных деяний в форме передачи предварительно сфальсифицированного экспертного заключения относительно государственных закупок, при помощи которого можно отграничить данный состав от административного правового нарушения, это большой размер ущерба (больше 2,25 миллионов рублей).Так, в качестве примера можно привести одно из дел на основании которого судебные органы вынесли приговор исходя из норм ч. 4 ст. 159 УК РФ. По материалам дела следственные органы установили то, что организованная группа, состоящая из нескольких человек и включавшая осужденного субъекта, делала то, что в предопределенные нормативно-правовыми актами документы необходимые во время принятия участия в государственной закупке предметом которой выступали определенные медицинские препараты, а также медицинское оборудование вносили некоторые изменения, которые обязательны для данных препаратов и оборудования. Как результат деяния организованной группы способствовали тому, что: иные участники в результате противоправных действий не могли принимать участие в проводимых аукционах; возникло противоправное ограничение свободной конкуренции; появились противоправные преимущественные, а также положительные условия для конкретных поставщиков сотрудничающих с данной организованной группой относительно государственных закупок с последующим противоправным подписанием государственных договоров по выгодной стоимости. В дальнейшем от всех подписанных государственных договоров руководство преступной группы получало определенные немаленькие вознаграждения. Суммы были все время разные, но варьировались в пределах от пяти до двадцати пяти процентов за каждый подписанный договор. И как результат воплощая в жизнь представленную преступную схему участники преступной группы противоправным образом с применением обмана завладевали бюджетными деньгами. Общий размер похищения оценили в 90 миллионов рублей, а это является особенно большим размером. Стоит сказать о том, что преступный умысел участников преступной группы, нацеленный на присвоение не менее 140 миллионов рублей, не был реализован в полной мере в результате возникновения независящих обстоятельств в результате того, что финансовые обязательства по подписанным соглашениям были выполнены казначейством не до конца, а противоправную деятельность преступной группы остановили ведомственные структуры. Судебные органы в данном случае вынесли обвиняемым наказание условное лишение свободы, определив при этом испытательный период сроком на три года.Далее стоит сказать о том, что УК РФ не имеет специальных норм относительно уголовной ответственности субъектов в результате совершения ими преступных деяний при государственных закупках, которые представлены в нормах Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». На основании этого можно сказать о том, что теоретически может возникнуть ситуация, в результате которой на самом деле уголовная ответственность будет определена на основании общих норм отечественного уголовного законодательства относительно присвоения либо мошенничества, а также растраты или халатности и так далее, само собой если виновный субъект совершил преступные деяния, предусмотренные нормами УК РФ.Выводы. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать выводы о том, что на данный момент времени одни из самых непростых вопросов, которые стоят перед судебными органами во время его деятельности - это вопросы относительно определения предмета доказывания в делах о несоблюдении законодательства о закупках для государственных либо муниципальных нужд. Нормативно-правовые акты в такой ситуации не представляют закрытого списка обстоятельств, которые нужно установить в рамках процесса предопределяя надобность сбора данных для индивидуального предмета доказывания по таким уголовным делам при учете индивидуальных особенностей, субъектного состава, а также других факторов, которые будут оказывать воздействие на процесс принятия решения по делу.С учетом вышесказанного, на данный момент времени есть надобность обобщения правоприменительной практики относительно уголовной ответственности в результате несоблюдения законодательства о закупках для государственных либо муниципальных нужд для недопущения судебных ошибок, которые возникают во время вынесения решения по каждому конкретному делу. Стоит полагать, что такое обобщение может издать Верховный Суд Российской Федерации в виде постановления.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Василов Д.А. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 133 - 140. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10758 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10758



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.