'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 111

Просмотры  89 просмотров

Стог Е.В.

  


РАЗВИТИЕ ЖАНРА КОНЦЕРТА ДЛЯ АЛЬТА С ОРКЕСТРОМ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА *

  


Аннотация:
статья посвящена развитию традиций альтового исполнительства, а именно особенностям становления русской альтовой школы во главе с В. Борисовским. Основное внимание уделено этапам формирования альтового репертуара в взаимодействии творчества исполнителей и композиторов. В данной статье проводится характеристика и дан краткий анализ самых исполняемых концертов для альта с оркестром. Цель исследования выявить и обобщить характерные черты развития сольного альтового исполнительства на примере жанра концерта с оркестром в творчестве композиторов XX века.   

Ключевые слова:
альтовое исполнительство, альтовый репертуар, концерт для альта с оркестром, Вадим Борисовский, технические возможности, тембровое многообразие.   


УДК 787.2

Стог Е.В. 

преподаватель кафедры «Оркестровые струнные инструменты»

ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств

им. А. Г. Рубинштейна»

(г. Тирасполь, Молдова)

 

РАЗВИТИЕ ЖАНРА КОНЦЕРТА ДЛЯ АЛЬТА

С ОРКЕСТРОМ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА

 

Аннотация: статья посвящена развитию традиций альтового исполнительства, а именно особенностям становления русской альтовой школы во главе с В. Борисовским. Основное внимание уделено этапам формирования альтового репертуара в взаимодействии творчества исполнителей и композиторов. В данной статье проводится характеристика и дан краткий анализ самых исполняемых концертов для альта с оркестром. Цель исследования выявить и обобщить характерные черты развития сольного альтового исполнительства на примере жанра концерта с оркестром в творчестве композиторов XX века. 

 

Ключевые слова: альтовое исполнительство, альтовый репертуар, концерт для альта с оркестром, Вадим Борисовский, технические возможности, тембровое многообразие. 

 

Период расцвета сольного альтового исполнительства приходится на середину IXX столетия. Долгое время альт считался исключительно оркестровым или камерным инструментом, лишь изредка для него писали сольные произведения. Несмотря на то, что альт проделал тот же путь развития, что и все оркестровые струнные инструменты, он долгое время оставался в тени. За этим утверждением стоит ряд факторов: отсутствие альтовых исполнительских традиций, скромный альтовый репертуар, технические несовершенства инструмента. До середины XX века композиторы практически не создавали произведений в жанре концерта для альта. Самые известные из них Концерт для альта с оркестром D-dur К. Стамица, Концерт для альта с оркестром Г.Ф. Телемана, Шестой Бранденбургский концерт И.С. Баха, Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Es-dur В. А. Моцарта, Симфония для оркестра с солирующим альтом Э. Берлиоза «Гарольд в Италии», Двойной концерт для кларнета и альта М. Бруха. Произведения, созданные для альта, обозначают его положение в музыкальной культуре, а формирование альтового исполнительства тесно связано с репертуарным планом. При этом непосредственное совершенствование репертуара во многом зависит от профессионализма исполнителя. Благодаря деятельности выдающихся альтистов таких как Пауль Хиндемит, Уильям Примроуз, Табеа Циммерман, Вадим Борисовский, Федор Дружинин, Юрий Башмет удалось запустить этот механизм совершенствования альтового искусства в XX веке. В следствии этого многие именитые композиторы стали писать музыку для альта в различных жанрах, в том числе и в жанре концерта. Приходит время расцвета альтового искусства, его начинают расценивать как инструмент, который способен выступать сольно, а не только в составе квартета или оркестра. Повышаются требования к исполнителю, ему необходимо владеть не только совершенной технической базой, но и всем многообразием тембральных возможностей инструмента, уметь передавать многообразные и сложные образы, раскрыть индивидуальность альтового звука. В результате появились высокопрофессиональные альтовые школы.

 Неоценимый вклад в становление альтового исполнительства в России внёс Вадим Васильевич Борисовкий (1900 - 1972), который является основателем русской альтовой школы. На протяжении более пятидесяти лет педагогической деятельности у него обучалось свыше ста альтистов, был заведующим кафедрой альта и арфы Московской консерватории. Важной стороной деятельности Борисовского было его участие в возвращении альтистов к полноразмерным инструментам. Многие известные скрипичные мастера как Амати, Страдивари, Гварнери работали над созданием инструментов, которые будут с одной стороны восхищать своим звуком, а с другой будут комфортны и удобны для исполнителя. Очень часто музыканты отказывались от инструментов больших размеров в пользу альтов, которые по размеру были не много больше скрипка, но при этом не отличались красивым звуком. Скрипичный мастер Т.Ф. Подгорный первый в России, кто приступил к изготовлению прекрасных, полноразмерных, концертных инструментов, что позволило исполнителям отказаться от маленьких инструментов, которые не обладали подлинным альтовым звуковым качествам.

 Борисовский провел большую работу по отысканию сочинений для альта русских композиторов, ему принадлежат обработки, транскрипции, редакции пьес русских и зарубежных авторов. Переложения Борисовского изящны, сделаны с тонким вкусом, любовью. В них вложено столько творческих мыслей, что произведения получают зачастую как бы своё вторичное рождение. Многие обработки и переложения звучат так, словно они специально написаны для альта. Своей исполнительской деятельностью Борисовский вдохновил ряд композиторов, и ему во многом обязаны альтисты тем, что появились сонаты, концерты и произведения других жанров для альта. Эти произведения увеличивали исполнительские возможности альтистов, намечали пути дальнейшего развития ее концертных форм. За короткое время альтовая литература обогатилась новыми жанрами, охватив широкий круг образов и сложный комплекс технических средств, иногда доходящих до высоких степеней виртуозности.

 Самым известным исполняемым концертом для альта является концерт английского композитора Сесиля Форсайта. Премьера состоялась в Лондоне, в 1903 году в исполнении талантливого альтиста Эмиля Ферир, которому был посвящен концерт. Традиционные три части концерта необычайно легки в восприятии, ощущается неповторимый дух старой Англии. Музыкальная ткань концерта обогащена лирическими и содержательными образами, тембровым и гармоническим богатством. В техническом плане концерт наполнен самыми разнообразными техническими приемами и штрихами, которыми на высоком уровне обязан владеть любой исполнитель.

 Особняком стоит, пожалуй, самый исполняемый концерт для альта британского композитора Уильяма Уолтона, посвященный его возлюбленной Кристабели Макларен. Написан был концерт для известного британского альтиста Лайонела Тертиса, который, к сожалению, отказался его исполнять, посчитав слишком модернистским. Впервые, с большим успехом, концерт исполнил Пауль Хиндемит в 1929 году. Не смотря на традиционную трехчастную форму, необычным являются характер и наполняемость частей. Первая – лиричная – Andante comodo, насыщена синкопированными ритмами, специфическим гармониям, в которых прослеживаются влияния джазовых стилей. Вторая часть – Vivo – виртуозная, с часто меняющимися размерами и фактурой, необыкновенным обилием прыгучих штрихов, поистине состязание-диалог между солистом и оркестром. Третья часть – Allegro moderato – имеет свободную форму, обогащен прекрасными мелодиями, которые стремятся показать тембровое соответствие человеческого голоса и альта.

 Самый известный концерт для альта с оркестром Пауля Хиндемита – «Der Schwanendreher» («Лебединый вальс») - третий по счету. Премьера состоялась в 1935 году в Амстердаме, солировал сам композитор. Концерт написан в традиционной трехчастной форме на основе старинных немецких народных песнях XV и XVI веков. Как и в Брандербургском концерте №6 И.С.Баха, композитор отказывается от партии скрипок в пользу виолончелей и контрабасов. Характерной чертой данного концерта является обилие тембровых красок, что воплощается в использовании флажолетов, верхних регистров, виртуозных пассажей.

 Первым советским концертом для альта с оркестром явился концерт Борис Зейдмана, посвященный М.Штейнбергу, изданный в 1938 году. Данный концерт состоит из трех частей, написан в традициях русской классики, отличается напевно-мелодическим характером, наполненного сильными лирическими чувствами. Темы концерта ярки, пластичны, с характерными интонациями песенности, интересными гармоническими и тембровыми находками. Необычен тональный план концерта: I часть – ре минор, II часть – ми минор, III часть – ре минор. Гармонии композитор придает большое значение, к примеру во второй части концерта ре-минорная тема звучит на фоне соль-минорного аккомпанемента. В техническом плане музыка концерта насыщена мелодическими фигурациями, которые могут привести к некоторым трудностям. Обилие пассажей с частой сменой полупозиций, суженных и расширенных аппликатур, наличие альтерированных нот, сочетающимися с ритмически сложными фигурами.

 Концерт Белы Бартока является обязательным произведением в исполнительской практике альтиста. Концерт является одним из последних произведений, написанным композитором. Идея создания концерта принадлежала альтисту Уильяму Примроузу, который впервые исполнил концерт в 1949 году в Нью-Йорке. Партия альта изобилует виртуозными эффектами: в ней и напряженная аккордовая фактура, и неподготовленные скачки, и использование верхних регистров. В настоящее время этот концерт может считаться одним из самых виртуозных произведений в современной альтовой литературе.

 Единственный концерт в альтовой литературе, который отражает военную тематику принадлежит перу Григория Гамбурга. Концерт издан в 1946 году и впервые исполнен юным Юрием Краморовым. Концерт не лишен мелодичности, но преобладают в нем моторность, эффекты ритмодинамического порядка, резкие контрасты диссонирующих гармоний. Концерт состоит из двух частей, первая часть – Andante, вторая – Allegro con fuoco. Не мало внимания уделяется пассажной технике, сложность которой заключается в многочисленных знаках альтерации, вызывающих применение суженной и расширенной аппликатуры. Эти неудобства затрудняются быстрым темпом и чередованием смежных струн, обилием двойных нот и аккордов.

 Хочется отметить ещё один интересный концерт русского композитора Револя Бунина, который впервые был исполнен в 1953 году известным альтистом Рудольфом Баршаем. Концерт насыщен песенными мотивами, прослушивается национально-русское начало. Концерт написан в традиционной форме, но интересен сложными интонационно-тематическими связями, объединяющего весь цикл. Центральное место в нем принадлежит первой части с каденцией, наиболее развитой по форме. Концерт дает возможность широко выявить виртуозность исполнителя. Блестящие пассажи двойными нотами, ломаными арпеджио, прыгающие штрихи, обилие двойных нот – все это на альте звучит масштабно.

 Подводя итог выше сказанного, можно отметить, что альтовое исполнительство за не большой отрезок времени превратилось в один из богатых и высокоразвитых видов инструментального искусства. Этот коренной сдвиг произошел благодаря целому ряду факторов, которые обусловили появлению целой плеяды выдающихся исполнителей, педагогов, редакторов, авторов переложений. Справедливо отметил М. Вайнберг: «В наше время происходит своего рода раскрепощение инструментов и освобождение их от незаслуженно приписываемых в прошлом характеристик. На примере виолончели мы видим, что сто лет тому назад у нее не было такого сольного репертуара, какой существует сейчас. По-моему, то же самое происходит и с альтистом, и это, на мой взгляд, совершенно естественный исторический процесс» [4, 222]. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Григорьев, В.Ю. Скрипачи, альтисты, виолончелисты // Русская музыка и ХХ век / ред. сост. М. Арановский. М.: Государственный институт искусствознания, 1997.
  2. Дружинин, Ф. С. Воспоминания. Страницы жизни и творчества. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001.
  3. Маршанский, С. А. Альтовое искусство России второй половины XX – начала XXI века// дис.канд. Искусствоведения 17.00.02/ Ростов н/Дону, 2011.
  4. Понятовский, С. П. История альтового искусства. М.: Музыка, 1984.
  5. Погадаева, Н. О. Фёдор Серафимович Дружинин – исполнитель, педагог, композитор // дис. канд. искусствоведения 17.00.02/ Оренбург, 2009.
  6. Чернова-Строй, И. Юрий Башмет – грани совершенства. Львов: Пирамида, 2003.
  7. Шевцова, А. В. Альт в творчестве отечественных композиторов ХХ века (пьесы, сонаты, концерты) // сб. статей Слово молодых ученых: теория и история музыки, вопросы этномузыкознания. Саратов, 2018. С. 173-181.
  8. Шевцова, А. В. Жанр инструментального концерта в альтовом репертуаре: от Баха до Шнитке // Проблемы музыкальной науки – 2018/1(30). С. 31-37.

 

Stog E.V.

Pridnestrovian State Institute of Arts named after A. G. Rubinstein

(Tiraspol, Moldova)

 

THE DEVELOPMENT OF GENRE OF CONCERTO FOR VIOLA

& ORCHESTRA IN WORKS OF COMPOSERS OF THE XX CENTURY

 

Abstract: the article is devoted to the development of the traditions of viola performance, namely, the peculiarities of the formation of the Russian viola school headed by V. Borisovsky. The main attention is paid to the stages of the formation of the viola repertoire in the interaction of the creativity of performers and composers. This article characterizes and gives a brief analysis of the most performed concertos for viola and orchestra. The purpose of the study is to identify and generalize the characteristic features of the development of solo viola performance on the example of the genre of concert with orchestra in the works of composers of the XX century.

 

Keywords: viola performance, viola repertoire, concerto for viola orchestra, Vadim Borisovsky, technical capabilities, timbre diversity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Стог Е.В. РАЗВИТИЕ ЖАНРА КОНЦЕРТА ДЛЯ АЛЬТА С ОРКЕСТРОМ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 747 - 753. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10681 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10681



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.