'
Либрехт А.Н.
ОСОБЕННОСТИ ФРОНТОВОЙ ПРОЗЫ 60-70-Х ГГ. XX СТОЛЕТИЯ *
Аннотация:
в данной статье исследуется военная проза СССР, созданная на стыке двух десятилетий: 60-х и 70-х гг. XX столетия. Автор анализирует ключевые изменения в искусстве, связанные с политическими и психологическими преобразованиями в обществе. В статье рассматриваются типологические взаимодействия между различными произведениями литературы военных лет и послевоенной литературы. Рассматриваются общие идеи и мотивы, характерные для произведений разных авторов исследоуемого временного периода. Такой подход позволяет увидеть общую картину военной прозы как целого и понять, какие темы и проблемы были наиболее значимыми для писателей-фронтовиков. Итак, данная статья представляет собой комплексный анализ фронтовой литературы, учитывая психологические и нравственные аспекты, а также типологические взаимодействия между произведениями. Она помогает лучше понять значимость фронтовой литературы в контексте истории литературы, а также ее влияние на процесс психологической реабилитации ветеранов войны.
Ключевые слова:
военная проза, окопная правда, писатели-фронтовики, оттепель, трагический пафос, образ солдата, образ войны.
В течение страшных четырех лет войны в Советском Союзе сформировалось поколение писателей, которые в течение всей жизни анализировали пережитый опыт, отражая собственные переживания в художественных текстах, становившихся образцами глубокой философской военной прозы.Необходимо подчеркнуть, что творчество для людей, переживших войну, становится формой избавления от страданий посредством переосмысления событий прошлого и реализации собственных переживаний в творчестве. На наш взгляд, фронтовая проза второй трети XX века, стала «литературой воспомоминаний»: правдивых и точных в плане отражения социальной и бытовой атмосферы военных лет. Многие поэты и прозаики, которые впоследствии станут именитыми писателями, попали на поле боя в весьма молодом возрасте; они слабо могли повлиять на разворачивающуюся на их глазах катастрофу. Можно предположить, что это бессилие перед трагедией мирового масштаба и крайне сильные эмоциональные переживания в некотором смысле стали отправной точкой для рождения творческого импульса. За эпохой шестидесятых прочно закрепился термин «оттепель» – неофициальное название периода Советской истории после смерти И. В. Сталина. Основные характеристики этого периода по Пыжикову: демократизация общества, превозношение прав человека, десталинизация, политика мирного сосуществования, реабилитации [6]. В то время значительно расширяются границы допустимой степени достоверности в вопросе изображения картин войны. «Осмысление войны как трагедии человека и народа – в эстетическом смысле – т.е. в формах трагического искусства, на языке эстетики трагического, все более глубоко пронизывает литературу о войне» [8]. Если в Сталинский период особое внимание уделялось изображению героического (что выходило на передний план повествования), то в знаковом произведении Шолохова «Судьба человека» (1956) ситуация меняется и ведущей становится уже категория трагического [1]. В те же годы появляется шестидесятническая военная проза. Следует разграничивать понятия «проза о войне» и «военная проза»: первое понятие включает в себя весь ряд текстов, созданных по заданной теме, эти тексты могут представлять собой фальсификацию и реализацию идеологического заказа. «В шестидесятнической военной прозе правдивое изображение противоборства воюющих сторон неотделимо от критики сталинизма, критики его военной доктрины и порождённых им порядков, множивших кровь и жертвы» [1].
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1
Ссылка для цитирования:
Либрехт А.Н. ОСОБЕННОСТИ ФРОНТОВОЙ ПРОЗЫ 60-70-Х ГГ. XX СТОЛЕТИЯ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 733 - 741. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10679 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*