'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 97

Просмотры  39 просмотров

Черникова Т.В.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены компьютерные технологии, которые могут использоваться на уроках химии. Наиболее популярными являются анимации, видеофрагменты, виртуальные лаборатории и компьютерное тестирование. Внедрение компьютерных технологий позволяет существенно повысить качество образования.   

Ключевые слова:
информационные технологии, наглядность, практическая работа, виртуальная лаборатория, тестирование.   


Наглядность является одним из важнейших принципов дидактики [1]. Использование различных средств наглядности помогает формированию и усвоению новых понятий, создает представление об изучаемых процессах и явлениях. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают формированию специальных умений, подготавливая обучаемых к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. Среди большого количества средств наглядности, применяемых на уроках химии, активное усвоение нового материала обеспечивается широким использованием мультимедийных средств: графического материала (диаграмм, механизмов химических реакций, схем), анимаций (пространственного строения молекул, изображения структуры веществ, химических превращений) и видеофрагментов химического эксперимента. На уроках химии возможно использование следующих компьютерных средств: педагогических программных продуктов (виртуальная лаборатория, конструктор тестов) и мультимедийных средств (презентации, графический материал, анимации и видеофрагменты). Рассмотрим особенности применения информационных средств для некоторых видов деятельности на уроках химии. В современной школе одним из важных способов обучения является объяснение нового материала [1, 2]. Объяснение новой темы сопровождается использованием большого количества фактического материала: уравнений реакций, формул, названий, особенностей отдельных соединений и их классов и т.д. Многие процессы и явления, которые изучает химия невозможно увидеть, а нужно представить и понять, используя многочисленные средства наглядности. Это, как правило, технические (таблицы, схемы, плакаты) и компьютерные (анимации и видеофрагменты) средства обучения.Одним из современных перспективных подходов к организации процесса обучения является деятельностный подход [2], согласно которому любые его результаты должны проявиться в соответствующей деятельности ученика. Поэтому в последнее время наблюдается усиление практической направленности компетенций, которые необходимо сформировать у обучаемых при изучении дисциплины «Химия». Общеизвестно, что формирование практических компетенций наиболее активно происходит при выполнении практических работ. Практическая работа на уроке – это один из видов самостоятельной работы обучаемых, на которой путем проведения опытов происходит углубление и закрепление теоретических знаний. В процессе выполнения лабораторных работ у учеников необходимо сформировать как общенаучные, общелогические, так и специальные (практические) умения: использование лабораторного оборудования, посуды и реактивов; прогнозирование результатов взаимодействия различных соединений и их изменения под действием внешних факторов. Грамотное использование компьютерных технологий позволяет существенно повысить уровень практических работ, способствует более эффективному усвоению материала. Одним из современных педагогических средств, используемых при проведении практических работ по химии, является виртуальная лаборатория. Использование виртуальной лаборатории помогает учащимся овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств [3]. Виртуальная лаборатория позволяет моделировать реакции c применением готовых реактивов или с теми реактивами, которые синтезируются в ходе виртуального эксперимента. Предлагается большое число опытов на основе качественных химических реакций. В лаборатории имеется дополнительное оборудование – источники тока, амперметр и вольтметр, растворы электролитов. В программном обеспечении лаборатории предусмотрена возможность построения графиков, демонстрирующих зависимость тех или иных процессов от условий реакции. Выполнение таких экспериментов способствует практическому закреплению полученных теоретических знаний. После проведения опытов программой предусмотрен контроль усвоения знаний с помощью системы вопросов. В тоже время необходимо, чтобы работа учащегося при проведении химических опытов всегда являлась небольшим исследованием, в результате которого активно формируются практические (специальные) умения. Это возможно лишь с использованием традиционной методики проведения практикума. Таким образом, необходимо оптимальное сочетание традиционных методов химического эксперимента с внедрением информационных технологий. Эффективным средством обучения являются тестовые задания [4]. На уроках химии можно активно использовать тесты-тренажеры с целью быстрого усвоения и запоминания материала, а также компьютерное тестирование, позволяющее контролировать полученные знания.Таким образом, внедрение компьютерных технологий позволяет существенно повысить качество образования, способствует активному усвоению новых знаний и формированию общенаучных, общелогических, и специальных (практических умений), что дает возможность к дальнейшему повышению качества знаний.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Черникова Т.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 657 - 660. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10667 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10667



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.