'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 96

Просмотры  22 просмотров

Цыброва Я.В.

  


ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВАВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕСТАНОВЛЕНИЯ КАРЬЕРЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА *

  


Аннотация:
на сегодняшний день система образования в Российской Федерации претерпевает ряд изменений. Прежде всего это связано с тем, что внедряются ФГОС нового поколения, а вместе с ними появляются новые профессиональные задачи и новые требования как к молодым педагогам, так и к педагогам старшего возраста. В данной статье мы подробно рассмотрим феномен наставничества, а также процесс становления молодого специалиста и опыт работы в качестве наставника. Также мы представим результаты анкетирования молодых специалистов школы, предложим цикл тренинговых мероприятий для молодых специалистов.   

Ключевые слова:
наставничество, педагог, молодой специалист, наставник, профессиональный рост.   


Система образования в России на современном этапе развития проходит через ряд изменений, связанных с моделью культурно – исторического развития. Также это связано с тем, что система образования государства нуждается в обновлении молодыми кадрами. Профессиональный стандарт педагога [2] определяет то, что учитель должен быть компетентным в различных областях: обучении, воспитании, во всестороннем развитии личности обучающегося; формировании образовательной среды; осуществлении инновационной деятельности, а также в работе с родителями. В то же время практически каждый молодой учитель на начальном этапе своего профессионального пути сталкивается с рядом проблем, которые не лучшим образом в дальнейшем влияют на его профессиональное развитие и карьерный рост. Особенно остро это проявляется в том, что большая часть молодых учителей не выдерживает большой нагрузки и в течение первых пяти лет работы уходят из профессии. Основные трудности связаны с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности: знакомство с коллективом школы, с классами, в которых предстоит работать, и в целом с содержанием должности – учитель. Неспособность правильно рассчитать время урока, наладить дисциплину среди учащихся, отсутствие логики в выстраивании основных этапов урока, затруднения при объяснении нового материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – это далеко не весь список проблем, которые возникают на пути молодого учителя. Любому начинающему учителю необходима профессиональная помощь в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя, педагога – организатора для овладения педагогическим мастерством. Такую помощь как раз и может оказывать педагог – наставник. Сегодня именно система наставничества как формат непрерывного повышения профессионального мастерства заслуживает большого внимания, так как она отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить всестороннюю поддержку профессионала, который мог бы предложить, как теоретическую, так и практическую помощь непосредственно на рабочем месте. В нашей стране, на сегодняшний день, создается большое количество условий для более эффективной работы молодых специалистов, в том числе и молодых педагогов. В 2018 году были приняты новые национальные проекты на федеральном уровне, которые включают в себя три основных направления: «Человечески капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост». Национальный проект «Образование» входит в состав направления «Человеческий капитал» [1]. Также проводится ряд аттестационных мероприятий для того, чтобы установить квалификационную категорию «педагог – наставник». Естественно данная аттестация проводится только с согласия педагогического работника [3]. Наставничество – один из традиционных методов обучения. Понятие «наставничество» своими корнями уходит в греческую мифологию, так как произошло оно от имени Ментор. С этого времени появился такой термин как «ментор» или «наставник». В педагогическом энциклопедическом словаре наставничество определяется как процесс передачи опыта и знаний от старших членов общества к младшим. Наставничество в системе образования – разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее - наставляемых), имеющих трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет или специалистов, назначенных на должность, по которой они не имеют опыта работы. В средней школе № 8 горола Выксы, где я работаю учителем биологии система наставничества активно начала развиваться в последние три года. Наставниками выступают не только учителя, но и учащиеся, которые берут шефство над младшими школьниками. Задачей наставничества является сопровождение как учителей, так и детей в периоды адаптации, знакомство со спецификой деятельности коллектива школьного класса и педагогического коллектива, особенности обучения и учения в рамках конкретного предмета. Основной целью работы наставника с молодым специалистом – это успешное личностно-профессиональное развитие последнего, достижение готовности и способности успешно и на высоком профессиональном уровне решать поставленные профессиональные задачи. В моей трудовой деятельности мне также пришлось стать наставником для своих учащихся. Для меня наставничество стало одним из наиболее действенных способов повышения своей квалификации, а также научило своевременно помогать тем, кто в этом нуждается, направлять их на правильный путь. В начале моего профессионального пути у меня также был наставник, который помогал мне в выполнении основных задач, которые передо мной были поставлены: - составление конспектов уроков;- знакомство с опытом работы других учителей школы;- посещение уроков завуча, с их последующим анализом;- знакомство с новинками методической литературы. - консультации по проведению родительских собраний, классных часов;- участие в конкурсах профессионального мастерства. Для того, чтобы понять, чего не хватает молодым специалистам школы на их профессиональном пути, было проведено анкетирование, результаты которого мы представим в данной статье и на основе которых были разработаны диагностические занятия. В анкетировании приняли участие 5 молодых педагогов школы, 43 учителя, а также члены администрации школы (заместители директора). Исследование показало, что доля молодых специалистов в школе составляет 9%. Преобладающее большинство педагогов имеет педагогический стаж более 25 лет и больше. Они составляют более 50% от общего числа педагогов школы.В ходе анкетирования было выявлено, что практически во всех школах нашего города преобладает индивидуальная форма наставничества. В некоторых организациях наблюдается коллективная форма наставничества. Заключается она в том, что за одним из наставников закрепляется несколько молодых специалистов. Потому что все педагогические коллективы абсолютно разные. Также нами были изучены основания для отбора кандидатур наставничества в общеобразовательных организациях. Отвечая на данный вопрос, 70% коллектива отметили, что выбор наставника осуществляется на основе способности и готовности учителей делиться своим профессиональным опытом. Многие отметили, что выбор наставника должен происходить на основе отработанного стажа. В процессе исследования изучался вопрос об организации материального и морального стимулирования наставников в школах. В локальных нормативных актах школы отмечается, что наставник имеет право на вознаграждение в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов. Исследование показало, что практически все учителя, которые являются наставниками получают соответствующие выплаты. Были изучены способы контроля над процессом наставничества. Из предложенных вариантов, ответов на вопрос «Каким образом ведётся контроль за деятельностью наставника? 48% отметили, что отчеты наставников заслушиваются на педагогическом совете школы. На основе анкетирования, также изучались результаты, которые были достигнуты молодыми специалистами за период работы с наставником. В итоге были получены следующие ответы:- многим молодым педагогам была установлена первая квалификационная категория;- участвовали в различных мероприятиях городского и регионального масштаба;- многие педагоги улучшили дисциплину в классе;- преодолели трудности в работе со школьной документацией;- получены значимые результаты обучающихся на предметных олимпиадах, а также победы в различных конкурсах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что система наставничества действительно нужна в общеобразовательных организациях. Но, к сожалению, она не всегда соответствует желаемому результату. Причинами является большая нагрузка учителей – предметников, классное руководство. Поэтому для того, чтобы эта работа была эффективной, нами были разработаны тренинговые занятия, целью которых является развитие эмоциональной устойчивости, активизация интереса молодых педагогов к своей работе.Данные занятия призваны повысить уровень своего профессионального «Я», подготовиться к напряженным ситуациям, с которыми педагогу придётся столкнуться на своем пути, возможность научиться анализировать своё поведение в той или иной ситуации, оценивать себя со стороны, работать над своими недостатками и стремиться к их совершенствованию, работать над своим эмоциональным состоянием. На наших тренинговых занятиях будут применяться активные формы работы, которые помогают развивать определенные навыки, сформировать свою личную позицию и другие. Важно также повысить самооценку начинающего педагога, чувство уверенности в себе, а также способность воспринимать окружающий мир. Общее количество тренинговых встреч – 9, которые будут проходить с периодичностью – 1 раз в месяц.Время проведения тренинга – 1,5 часа. Количество участников от 5 человек и более.Примерное содержание занятий:Тренинг – знакомство «Успешный педагог – какой он?»;Терапевтический тренинг, который будет направлен на преодоление чувства тревожности и эмоционального выгорания;Семинар – практикум «Условия благополучия педагога»;Тренинг самопознания;Тренинг личностного роста;Тренинг преодоления конфликтных ситуаций и другие.Я думаю, что данные тренинговые занятия помогут не только молодым учителям, но и педагогам старшего возраста разбираться в сложных вопросах, связанных с нововведениями в образовании, применять научно – исследовательскую деятельность не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Поэтому в нашей школе осознается необходимость не только, в проектировании и совершенствования чёткой системы наставничества, но и создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей. Сущность всего наставничества заключается в процессе обучения на рабочем месте. Поэтому в школе создается адресная помощь для молодых учителей, которая обязательно учитывает их личностные качества, уровень их профессионального образования и подготовки, а также интересы и склонности. Естественно в каждом конкретном случае создается индивидуальный и чёткий план сопровождения. У наставничества на мой взгляд, немало положительных черт: в его рамках можно использовать разнообразные методы и формы работы с молодыми учителями, в процессе наставничества происходит передача опыта. Подводя итог, хочется сказать о том, что наставничество – действительно нужно для того, чтобы повышать мастерство молодёжи. А также оно помогает работать над сильными и слабыми сторонами личности. Для каждой школы это ценное приобретение, так как с ростом своих педагогических кадров, образовательная организация повышает эффективность своей деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Цыброва Я.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВАВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕСТАНОВЛЕНИЯ КАРЬЕРЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 649 - 656. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10666 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10666



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.