'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 88

Просмотры  19 просмотров

Мальцева Д.А.

  


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются возрастные и психологические особенности учащихся старших классов в школе. Основной проблемой юношества является нахождение молодым человеком собственных жизненных целей. Развитие личностных качеств: уверенность в себе, самостоятельность в принятии решений, объективность самооценки, настойчивость, целеустремлённость, коммуникативные способности позволяет сгладить кризисные явления этого возрастного периода. Социальное самоопределение школьников связано в первую очередь с выбором профессии. Успешность в дальнейшей жизни связана с осознанием старшеклассниками зависимости жизненных и профессиональных достижений от готовности трудиться и самостоятельности в решении поставленных целей.   

Ключевые слова:
старшеклассники, профессиональное самоопределение, профессиональные представления, социальная стереотипизация.   


 Современные социально-экономические условия в России требуют от выпускников школ готовности к обоснованному профессиональному выбору и умению выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно. В ст.66 п.2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности [1]. В старших классах большинство школьников рассматривают учёбу как необходимую базу для будущей профессиональной деятельности. Появляется сознательное отношение к учебной деятельности. Современное российское образование направлено на создание таких условий в процессе обучения, при которых интеллектуальные и творческие возможности учащихся раскрываются, формируется оценка личностных свойств, что способствует осознанному выбору будущей профессии. Тем не менее, учащиеся при составлении своего жизненного плана и выбора способов достижения конкретных целей из этого плана сталкиваются с рядом трудностей. Основная сложность выбора профессии подростками в том, что старшекласснику, несмотря на отсутствие собственного опыта, приходится ориентироваться в различных профессиях. Выбор профессии - сложный и длительный процесс [2-7]. В подростковом возрасте существуют две опасности. Во-первых, неблагоприятные семейные условия, низкая успеваемость и другие отрицательные факторы, снижающие уровень сознательности. Во-вторых, инфантильность поведения и социальных ориентаций школьников. Попытки ускорить этот процесс со стороны взрослых могут вызвать тревожность и отказ от самоопределения. Необходимо не только формировать высокую заинтересованность в получении знаний, навыков и умений, но и обучать школьников применять их на практике самостоятельно решая возникающие проблемы. Таким образом, можно констатировать, что профессиональное самоопределение учащихся является актуальной проблемой, в том числе и психологического характера, и требует всестороннего изучения. Профессиональное самоопределение старшеклассников было рассмотрено в ряде работ ведущих отечественных и зарубежных ученых. Отечественные исследователи отмечают, что профессиональное самоопределение личности это не единичный акт выбора, а длительный процесс (А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова). Именно в школе формируется интересы и склонности личности, способствующие осознанному выбору профессионального пути в старших классах. У большинства подростков недостаточно развиты такие качества как ответственность, целенаправленность, самостоятельность, отсутствуют знания о мире профессий, о потребностях своего региона, о возможных путях продолжения своего образования. Таким образом, профессиональное самоопределение учащихся – это динамический процесс, состоящий в нахождении профессиональных предпочтений и построение траектории профессионального развития в соответствии с личностными ценностями и запросами современного рынка труда. На основании изученной литературы факторами профессионального самоопределение можно выделить: профессиональную направленность (П.А. Шавир), набор ценностных ориентаций и личностных смыслов (О.М. Разумникова, В.С. Лукина и др.) и самооценку личности (В.И. Моросанова, Е.А. Аронова). Рассмотрим психологические особенности старшего школьного возраста. В.С. Мухина определяет возрастные рамки этого периода от 16-17 до 21-25. В юности наблюдается нехватка прошлого опыта, его не хватает, чтобы планировать будущее. Восприятие времени противоречиво, юношеский максимализм побуждает старшеклассников стремиться вперёд в уверенности, что там будет лучше. Изучение отечественной литературы позволило автору следующие характерные черты юношества. В первую очередь отметим такую черту как самоопределение. Самоопределение старших школьников связано с характерным соотнесением прошлого и будущего. Юность – период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность характера в этом возрасте приобретает определяющий характер. Овладение общими законами природы и общественной жизни приводит к формированию научного мировоззрения. Экономические процессы невозможно объяснить, не изучив психологию и социологию. На экономику оказывает влияние политика. Экономика тесно связана с историей. Знания в области математики способствуют пониманию экономических законов и экономических моделей. Также экономика взаимодействует со статистикой, которая представляет факты экономической жизни страны. Изучение всех этих дисциплин проходит в течение школьных лет. Обобщение полученных ранее данных повысит стремление старшеклассников к осознанному и правильному выбору жизненного пути. В этом возрасте происходит перестройка эмоциональной сферы, наблюдается решительность критичность, самостоятельность, неприятие грубости и лицемерия. Чем старше, тем сильнее выражено улучшение эмоционального состояния. Ранней юности характерны неуравновешенность, тревожность, резкая смена настроений. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, формируется абстрактно-логическое мышление. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Становиться важна внешность, происходит соотношение себя с идеалом. Семья остаётся местом, где спокойно и уютно. Именно в семье познаётся жизнь, набирается опыт. Жизненные планы дети обсуждают, как правило, с взрослыми, чьё мнение для них важно. В юношеский период одним из видов эмоциональных контактов является общение со сверстниками. Становится актуальным поиск спутника жизни, возрастает значимость связи со своей социальной группой. На фоне полового созревания наблюдается рост интереса к сексуальным вопросам. Развитие эмоциональности в юношеском возрасте связано с самосознанием и самооценкой. В этот период складывается система представлений о самом себе. Самоуважение – необходимое качество в этом возрасте, показывающее степень принятия (непринятие) себя. Юность, по мнению В.И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [8]. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь и теперь значимыми качествами являются: умение трудиться, готовность к семейной жизни, гражданская позиция. «Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести профессию» [9]. Старшекласснику кажется, что он сам выбирает свой жизненный путь, и он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое. Трудности, неизбежно встречающиеся на жизненном пути, дают личности новые возможности самореализации. Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, включающий оценку своих объективных возможностей.Полезно, когда уровень притязаний завышен, так как стимулирует личность к росту и преодолению трудностей. В целом, можно определить основной для этого возраста «…задачу развития человека как личности, целенаправленную систему образования на формирование способности растущих людей к активному функционированию в конкретноисторической ситуации современного общества при обеспечении развития каждого ребёнка как неповторимой человеческой индивидуальности» [10]. Подростковый возраст – один из самых важных, сложных, противоречивых периодов в жизни человека. В этом возрасте желание моральной и материальной независимости связано с желанием реализовать себя в профессиональной деятельности. Наряду с этим учащиеся старших классов плохо ориентируются в реальных особенностях привлекающей профессии, требованиях которые она предъявляет, в собственных возможностях. Это затрудняет выбор сферы будущей профессиональной деятельности. Анализ вышесказанного позволяет утверждать, что существует неразрывная связь между профессиональным самоопределением и самореализацией подростков в других важных сферах жизни. В старших классах происходит смена с учебно-познавательной направленности на учебно-профилированную, когда приоритетными становится развитие способностей и знаний для успешного продолжения образования в выбранном направлении. Основными педагогическими направлениями в этом возрасте является вовлечение подростков в жизнь общества, необходимости личностного жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Потребность в профессиональном самоопределении возникает у подростков в результате изменения психического развития. Именно формирование внутренней позиции взрослого человека приводит к появлению разных противоречий личности: между потребностями, интересами и требованиями взрослых, общества в целом. Самостоятельное решение этих противоречий способствует формированию профессионального самоопределения старшеклассников. Показателями профессионального самоопределения старшеклассников можно выделить: -наличие реалистичной самооценки, установок по отношению к себе и окружению; -сформированность целей, ценностей, потребностей; стремление к действию. Обобщая вышесказанное можно утверждать, что успешность профессионального самоопределение старшеклассников к моменту завершения обучения в школе и выбора дальнейшего профессионального обучения определяется как: - на уровне субъектно-личностного компонента – наличие способности к самоанализу, адекватное оцениванию своих возможностей относительно выбранной профессии; - на уровне ценностно-мотивационного компонента – стремление к самостоятельности и независимости в решениях и поступках, направленность на профессиональное самосовершенствование; - на уровне ориентировочно-поведенческого компонента – совпадение интересов школьника и выбора направления дальнейшего обучения, улучшение успеваемости по предметам соответствующих выбранному направлению профессионального обучения, посещение дополнительных курсов в соответствии с будущей профессией. Итак, можно сделать вывод, что с одной стороны профессиональное самоопределение является первостепенной задачей для старшеклассников, с другой, общество также заинтересовано в профессиональном самоопределении старшеклассников с целью их успешной интеграции в социум.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мальцева Д.А. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 606 - 613. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10658 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10658



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.