'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 87

Просмотры  18 просмотров

Лифенко Л.Б., Шруб М.В.

  


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ АООП В ФОРМАТЕ ВЫНУЖДЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения слепых детей в образовательном учреждении.   

Ключевые слова:
дети с ОВЗ, слепые дети, дистанционное обучение, образовательный процесс.   


В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии, которые обеспечивают равные возможности для каждого и обладают рядом преимуществ. Однако, существуют определенные категории обучающихся, для которых данные формат обучения является значительной проблемой. К одной из таких категорий относятся слепые дети. Обучение такого ребенка чтению и письму осуществляется при помощи системы Брайля — это обходной путь освоения грамоты, без которого такой ребенок не сможет освоить письменную речь [2]. В условиях дистанционного обучения работа со слепым ребенком усложняется. Поскольку, одна из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться – это проблема получения и передачи информации [1].В сложившихся условиях мы столкнулись с необходимостью организации дистанционного обучения слепых детей. Для данной категории обучающихся необходимо адаптировать вид взаимодействия учителя и ученика, сделать его понятными доступным для незрячих пользователей. Основное отличие дистанционного формата от привычного заключается в том, что увеличивается нагрузка на посредника между учеником и учителем, каковым является родитель. При данной форме обучения именно родитель выступает самым главным звеном. От того, насколько тесна взаимосвязь родитель-ученик-учитель зависит успех образовательного и коррекционно-развивающего процесса, организованного в данной формате.При привычном формате обучения слепых детей цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения ориентируются на то, что мы имеем один нерабочий анализатор. При дистанционном обучении процесс осложняется тем, что задействовать остальные анализаторы, не имея прямого контакта с ребенком, довольно проблематично. Учитель же несет ответственность за создание специфических и адаптированных условий обучения и воспитания, ищет подходящие методы компенсации, актуальные ситуации развития каждого обучающегося. Исходя из вышеперечисленного, поделимся опытом организации дистанционного обучения слепых детей, реализованного с обучающимися в МОУ «Майская гимназия».В условиях дистанционного обучения ученики могут использовать материалы Интернет-уроков и различных образовательных платформ. Конечно, говорить о вариативности и разнообразии содержания этих материалов для слепых обучающихся не приходится, но рассчитывать на качественную активизацию с их помощью слухового анализатора вполне можно. Работая с этими ресурсами необходимо дополнять их тактильными средствами обучения, которые в домашних условиях вполне могут создаваться из подручных материалов.Для эффективной организации дистанционного обучения незрячих детей необходимо использовать специальные дополнительные аппаратные и программные средства, которые позволяют обеспечить незрячему пользователю возможность работать с обычным персональным компьютером и программами общего назначения: текстовые редакторы, Интернет-браузеры и др. Но как быть, если мы работаем с ребенком, который не владеет компьютером или любыми другими средствами связи, а в семье нет достаточного технического оборудования, такого как брайлевский дисплей, синтезатора речи и брайлевского принтера. В этой ситуации снова основная функция отводится родителям, которые дорабатывают материалы, присланные учителем, выполненные в схемах, «переводят» их на шрифт Брайля. В условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме для каждого слепого учащегося школы составляется карта урока (занятия) для организации занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с индивидуальными особенностями здоровья и образовательными потребностями каждого ученика, которые включают в себя подробные этапы обучения, подключаются всевозможные средства, такие как видео-уроки (нам они необходимы для включения в процесс слухового анализатора, а информация, которая предназначена для зрительного анализатора подается в виде адаптированной брайлевской картинки или схемы), аудиофайлы, наглядность, созданная из подручных средств. Канал связи педагога с обучающимся выбирается исходя из возможности семьи, зачастую через мессенджеры Viber, Skype, ВК. В дополнение к карте урока (занятия) разрабатывается конспект урока с комментариями, необходимый для облегчения ориентации в уроке родителя, который оказывает направляющую помощь. Так же дается подробная инструкция по созданию простого и доступного наглядного материала, который призван адаптировать и облегчить усвоение материала. Так же мы столкнулись с тем, что разговаривать с ребенком можно только в момент пояснения нового материала, а при самостоятельной работе, необходимо отключать связь, так как звук, идущий извне, любые помехи в сети отвлекают ребенка от работы. По завершению работы снова выходим на связь. Таким образом, работа получается чётко структурированной, безпрерывной и плодотворной. Данный алгоритм реализовывался с говорящим ребенком. Подводя итог, хотелось бы выделить плюсы и минусы образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. К положительным моментам можно отнести то, что данная форма обучения несет в себе достаточный потенциал доступности. Отрицательным аспектом считаем то, что для реализации дистанционного обучения со слепыми детьми в целях повышения качества образования требуются значительные финансовые затраты семьи для приобретения необходимого оборудования. Кроме того, при дистанционном обучении применение разновариантной альтернативной коммуникации невозможно.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Лифенко Л.Б., Шруб М.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ АООП В ФОРМАТЕ ВЫНУЖДЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 601 - 605. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10657 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10657



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.