'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 86

Просмотры  40 просмотров

Колпакова Е.Н., Мальцева С.В.

  


РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в работе рассматривается сфера туризма и гостеприимства, которая претерпевает изменения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности студентов. В исследовании приведена учебная литература по дисциплине: «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для служб предприятий туризма и гостеприимства».   

Ключевые слова:
цифровизация, сфера туризма, гостеприимство, загрязнение, культура речи, специалисты, навыки, умения.   


Одним из важных факторов развития экономики в настоящее время является сфера туризма и гостеприимства. Российская Федерация обладает колоссальными возможностями для развития: огромные территории, великолепная природа регионов. Необходимо отметить, что туристические объекты, которые соответствуют высоким стандартам стали все больше и больше появляться в нашей стране. Соответственно, качество их стало возрастать.В России был рассмотрен прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период на 2024 и на плановые периоды 2025 и 2026 годов. Хотя ранее, утверждались концепции на несколько лет вперед. Но, несмотря на это, данная отрасль сейчас динамически развивается и требует особого внимания, экономика туризма в России развивается. В связи с этим, появляется востребованность квалифицированными кадрами в стране.Перед системой образования России стоит задача в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. Уникальность такого специалиста заключается в том, что он будет свободно владеть своей профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности, мобилен, способный применять свой навыки на практике, конкурентоспособного на рынке труда.Иностранный язык – способствует улучшению вышеперечисленных навыков. Профессионально-ориентированный курс иностранного языка имеет коммуникативную направленность. На занятиях по английскому языку студенты приобретают ряд компетенций: общекультурные, профессиональные. Именно эти компетенции подготавливают студентов к профессиональной деятельности. В рамках формирования профессиональной компетентности предусматривается не только приобретение знаний, но и закономерности формирования новой языковой компетентности, включая присвоение определенных социальных норм поведения, способность реализации их в своей будущей профессии. Процесс цифровизации в подавляющем большинстве отраслей промышленности, в том числе и сфере услуг, привел к существенному сокращению речевых контактов и минимальному участию человека. Бронирование и регистрация осуществляются посредством сети Интернет; при этом весь цикл обслуживания происходит без участия специалиста-посредника.Сфера туризма и гостеприимства претерпевает аналогичные изменения. По данным Всемирной туристской организации, опубликованным на сайте системы бронирования Regiondo, в 2019 знаковом году 71% опрошенных туроператоров использовали технологии бронирования, тогда как в 2010 году этот показатель составлял лишь 25% [4]. Специализированные системы автоматически управляют бронированием, что экономит время и деньги клиента. Для туристических компаний реклама и продвижение продуктов становятся дешевле. Клиенты отдают предпочтение удобству автоматизированных процессов. Еще одним важным аспектом цифровизации отрасли является мобильное бронирование, которое тоже исключает участие в процессе посредника, а, следовательно, и общение с отраслевым специалистом. Однако гостиничное и ресторанное обслуживание все еще подразумевают непосредственный контакт и коммуникацию участников процесса.Помимо учебных целей, включающих овладение различными навыками и умениями иноязычной речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), воспитательные цели также входят в круг обязательных при обучении иностранному языку в учреждениях СПО. Особое место среди них занимает цель формирования и развития культуры речи средствами иностранного языка.По определению Е.Н. Ширяева, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [2].Одним из важнейших компонентов профессионального общения являются правила речевого поведения, этические нормы речевой культуры. Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием, и каналом передачи информации. Однако прежде чем перейти к обмену сведениями, необходимо войти в речевой контакт, а для этого необходимо знать и правильно применять определенные нормы речевого этикета. Речевой этикет - система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке [1]. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно в общении с клиентами.Специфика предмета «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для служб предприятий туризма и гостеприимства» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией. Это означает, что студенты должны научиться понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой, без искажений доводить информацию, выражать свое мнение в устной и письменной форме. Для этого требуется умение осуществлять правильный отбор языковых средств в соответствии с ситуацией, равно как и умение грамотно их употреблять. Большое внимание на занятиях по иностранному языку уделяется рассмотрению различных ситуаций общения и изучению соответствующих языковых средств. Так, например, студенты должны уметь высказаться в ситуации с жалобой клиента, написать письмо-извинение, дать справку по телефону, проинструктировать, продать тур и т.п. При всем этом сотрудник обязан быть вежливым и сдержанным. Верно и то, что коммуникативные умения, отработанные учащимися в ситуациях иноязычного общения, будет актуальными и для развития коммуникативной компетенции на родном языке. Учебники для индустрии туризма и гостеприимства, применяемые на занятиях по иностранному языку, содержат разделы по этикету. Как правило, это разделы по изучению телефонного этикета. Речевой этикет в целом изучается в диалогах с использованием фраз-клише (как грамматических, так и лексических). Более ценным с нашей точки зрения является устойчивая работа по развитию речевого этикета, проводимая в пределах каждого раздела учебника. Примером тому может послужить учебник «“Be my guest”» (Francis O’Hara, Cambridge University Press), каждый раздел которого имеет подраздел “Being clear and polite” в табличном виде, подкрепленный аудиозаписью. Подобный «врезки» в темы учебника, предполагающие прямую коммуникацию сотрудника и клиента (Room service, Problems and solutions, Taking bar orders, Places to visit, In the restaurant, Enquiries и т.п.), сформируют профессиональный словарь клишированных фраз необходимого и достаточного объема с надлежащим грамматическим и лексическим наполнением. «Клишированность» речи сотрудника продемонстрирует его грамотность, а также поможет ослабить напряжение и волнение в момент иноязычного общения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Колпакова Е.Н., Мальцева С.В. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 595 - 600. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10656 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10656



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.