'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 84

Просмотры  41 просмотров

Клименко Д.О.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные педагогические условия для формирования познавательной самостоятельности через проектную деятельность на уроке. Представлены методики, которые помогают определить уровень познавательной самостоятельности у учащихся.   

Ключевые слова:
познавательная самостоятельность, проектная деятельность, учеба, образование.   


В современном образовании наиболее эффективным решением актуальных проблем по воспитанию и обучению чаще всего связывают с проблемой педагогического процесса, а также поиском действенных форм и методов работы с обучающимися. Первостепенной задачей образовательных учреждений является организация учебной деятельности, построенная в большей степени на познавательной деятельности и самостоятельной работы обучающихся. Основным условием повышения качества обучения является формирование у учащихся навыков самостоятельного мышления, анализа ситуации, а также способности самостоятельно делать выводы [1, c. 178].Проанализировав ряд работ психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Алексеев, В.А. Петровский, И.С Якиманская) можем видеть множество подходов к определению понятие «познавательная самостоятельность»: способность учеников самостоятельно ставить перед собой различные исследовательские цели и задачи и находить для них пути решения без влияния и побуждения извне (Н.В. Виноградова); результат внутренней работы личности, ее способности ставить перед собой цели и искать пути достижения этих целей (С.Л. Рубинштейн); способность ребенка, которая не возникает сразу при рождении, а развивается постепенно через вид деятельности, организованный взрослыми (А.С. Макаренко) [4, c. 19].Проектная деятельность учащихся определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата [2, c. 36].На наш взгляд, эффективное формирование самостоятельности учащихся может быть обеспечена с помощью проектной деятельности если будут соблюдаться определенные педагогические условия: педагогическая деятельность, включающая в себя три позиции: педагог-лидер, педагог-организатор, педагог-консультант; стимулирование формирования самостоятельности к проектной деятельности, выражающееся через три основных процесса: интерес, процесс и результат; мониторинг познавательной самостоятельности, под которым понимают первичную, корректирующую и итоговую диагностики [3, c. 179].Для проверки эффективности этих условий нами была организована экспериментальная работа. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №89 города Тюмени. В экспериментальной работе приняли участие учащиеся 7 классов. Исследование проводились в период с 2022 по 2023 год в три этапа, при этом на каждом этапе решались конкретные задачи.На первом этапе проводился анализ проблемы и ее изученность как в теории, так и на практике; определялись основные подходы, цели и задачи исследования; исследовалось влияние проектной деятельности на формирование познавательно самостоятельности учащихся, а также формулировалась гипотеза. На данном этапе шла разработка программы по проведению дальнейших исследований, разрабатывался инструментарий для проведения формирующего эксперимента, а также проводился констатирующий эксперимент.На втором этапе проводили формирующий эксперимент, анализировали влияние проектной деятельности на познавательную самостоятельность обучающихся, были обработаны и проанализированы полученные результаты.На заключительном этапе проводилась контрольная проверка эффективности влияния проектной деятельности на формирование обучающихся, проводился анализ и статистическая обработка результатов, также формулировались выводы по проделанный работе и оформлялся материал для диссертации.Из параллели двух 7 классов мы организовали контрольную и экспериментальную группу.Для проведения исследования были выбраны учащиеся подросткового возраста. Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослостью. Именно этот период имеет основные специфические отличия со всех сторон: физического умственного, нравственного и т.д.Самой важной частью является то, что именно в подростковый период закладываются моральные и социальные устои для человека [6, c. 945]. Индивидуальные особенности ребенка имеет временный характер, так как они меняются в зависимости от того в какой среде и в каких условиях обучения и воспитания они живут. Из исследований А.Н. Леонтьева следует, что изменение формы обучения влияет на изменение психических процессов и психологических особенностей личности подростка [1, c. 297].В результате этого можно казать, что индивидуальные особенности подростков обусловлены главным образом:- культурной средой, которая окружает подростков;- особенностями физиологического развития организма;- особенностями воспитания;- потенциалом своего индивидуального развития [5, c. 24].Учитывая характерные особенности подросткового возраста, в исследовании применялись современные методы для ведения проектной деятельности способствующие развитию познавательной самостоятельности. Чтобы сформировать познавательную самостоятельность учащихся при занятиями проектной деятельностью, нами был организованы занятия, направленные на интересы детей [6, c. 947].Для определения уровня познавательной самостоятельности в нашем исследовании применялись следующие методики:Методика «Тройных сравнений» Т.А. Пушкиной - данная методика предполагает осознанный выбор учащимися заданий. На основе данной методики можно выяснить распределение учащихся в процентном соотношении: высокая сила учебно-познавательного процесса, средний и низкий уровни.Методика оценки познавательной самостоятельности школьников (по материалам опросников Ч.Д. Спилбергера, А.К. Осницкого) - дает возможность оценить уровень познавательных способностей и самостоятельности в учебной деятельности. В ходе данной методики можно конструктивно можно оценить уровень познавательной самостоятельности у подростков. Вопросы данной методики позволяют выявлять на сколько дети способны сами заниматься учебной деятельности, а также ставить перед собой цели и добиваться поставленных результатов.Методика определения силы познавательной потребности (разработка В. С. Юркевич) - учащимся предлагается ответить на вопросы, позволяющие установить интенсивность познавательной потребности [2, c. 38].В контрольной группе создание проектов проводилось в стандартной форме. В экспериментальной группе каждый проект создавался с применением педагогических условий и с сопровождением педагога – консультанта.Результаты использования вышеперечисленных методик показали, что уровень познавательной самостоятельности у экспериментальной группы стал выше. По методике «Тройных сравнений» Т.А. Пушкиной было выявлено, что сила учебно-познавательного процесса выросла на 22% и перешла с низкого на средний уровень. Поведенная методика по материала Ч.Д. Спилбергера и А.К. Осницкого показала, что уровень познавательных способностей и самостоятельности в учебной деятельности также повысилось на 13%. Тест, проведенный по методике В.С. Юркевич, выявил повышения уровня силы познавательной потребности, дети стали стремиться узнавать что-то новое, ставить перед собой цели. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что педагогические условия, которые применялись при создании проекта положительно сказываются на формировании познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность активно формируется в проектной деятельности, так как она дает свободу в выборе методов изучения своей темы, учит правильно оформлять и защищать свою работу. При выполнении проекта у каждого ученика была возможность выбрать понравившуюся тему проекта, а также методику по которой он будет создавать свой проект и обрабатывать результаты. По завершению работы у учеников получились индивидуальные проекты, благодаря их творчеству и самостоятельной работе. В 2022 – 2023 учебный ход характеризуется тем, что у учащихся 7 «В» класса прослеживалась довольная высокая активность в участии на конкурсах и олимпиадах различных масштабов. Проектная деятельность является творческой работой, в результате чего учащиеся решили проявить свои способности вне школьной среды. С проектными работами учащиеся поучаствовали в различных конференциях и конкурсах, такие как шаг в будущее, большая перемена и т.д.Работы учащихся выставляли на ярмарке в школе.Таким образом, можно сказать, что повышение уровня учебной мотивации, а также стремления подростков участвовать в различных научных мероприятиях, подтвердили эффективность применения педагогических условий для формирования познавательной активности через проектную деятельность. В результате можем сказать, что чем раньше учителю получиться создать самостоятельную личность, тем быстрее и эффективнее можно получить конкурентоспособную личность. Тем самым по окончанию школы у учащихся не возникнет проблем с выбором профессии.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Клименко Д.О. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 581 - 587. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10654 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10654



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.