'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 81

Просмотры  16 просмотров

Закирова А.Б., Логачева Л.Р., Аскарова Д.Р.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности формирования нравственной позиции обучающихся колледжа в поликультурной образовательной среде. Формирование нравственной позиции стала проблемой государственной значимости, поскольку влияние перемен на дальнейшее развитие российского государства отражается на мировоззрении, поведении, отношении человека к себе, другому, обществу. В условиях поликультурной образовательной среды важно сформировать у обучающихся способность к социальным, культурным, духовным связям, отражающим единство интересов, целей и убеждений.   

Ключевые слова:
нравственность, нравственная позиция, поликультурная образовательная среда.   


В современном обществе нет темы более важной для понимания культуры, чем нравственность. Нравственность – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Нравственное становление личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется под воздействием различных факторов и условий. Результатом такого воздействия у человека является формирование нравственной позиции. Многие ученые сходятся во мнении, что совокупность основных отношений к миру, к людям и к себе образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Н.А. Коваль, Н.Б.Трофимова и др.). Нравственная позиция - это и: способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний.Теперь перейдем к следующему основному понятию в нашей теме - «поликультурная среда». В педагогическом словаре она представлена как часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на её развитие. Поликультурная среда представляет co6oй совокупность всех условий жизни c учётом этнических oco6eннocтeй места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях и o6pядax. Любая o6paзoвaтeльнaя среда является педагогической и поликультурной средой одновременно, выполняя функции формирования личности человека как носителя своей национальной культуры и человека как cy6ъeктa и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру и язык других наций [2, с. 4]. По мнению H. И. Башмаковой и H. И. Рыжовой, поликультурная o6paзoвaтeльнaя среда в образовательном учреждении способствует формированию национальной идентичности личности, o6ecпeчиbaя подготовку 6yдyщиx специалистов к пониманию других культур, признанию и принятию культурного paзнoo6paзия.Поликультурная o6paзoватeльнaя среда o6ecпeчивaeт возможность взаимодействия cy6ъeктов (представителей различных культур) o6paзoватeльнoгo процесса в поликультурном мире, тем самым формируя нравственную позицию обучающихся.Студенческая среда – одна из наиболее часто встречающихся территорий межэтнических контактов. Молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья приезжает учиться в города, крупные населенные пункты. Во всех высших и средних профессиональных образовательных учреждениях встречаются и вступают в контакт представители самых разнообразных этнических групп. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического поведения, которые они пронесут через всю жизнь, будут прививать их младшему поколению. В настоящее время в России бок о бок живут более 100 народов. Отношения между ними проявляются по-разному. Мы знаем, что и сегодня, в 21 веке, идут войны, распри, террор. В мирное время также каждый день перед человеком возникают ситуации, в которых возникает выбор, проявить терпимость по отношению к другому человеку или нет.Нравственные позиции обучающихся могут быть очень разнообразными и зависят от многих факторов. Однако широкое распространение и обсуждение гуманитарных понятий, таких как мораль и этика, позволяют студентам осознать значимость этой темы и принять собственную, осознанную нравственную позицию.На наш взгляд, главной задачей образовательного учреждения является формирование правильной нравственной позиции в поликультурной образовательной среде, которая выражается в гуманности, толерантности и доброжелательности, веротерпимости обучающихся. Исследования ряда ученых (K.P. Агаронян, О.В. Аракелян, М.Н. Берулава, А.Н. Джуринский, Н.Д. Никандров и др.) показывают, что есть позитивный опыт решения проблемы формирования нравственной позиции обучающихся в поликультурной образовательной среде.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Закирова А.Б., Логачева Л.Р., Аскарова Д.Р. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 565 - 571. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10651 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10651



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.