'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 78

Просмотры  59 просмотров

Денисова Т.Ю., Минваева М.С.

  


АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ГРУППОВОЙ РАБОТЕ *

  


Аннотация:
цель данной работы состоит в анализе уровня самостоятельности младших школьников и актуальности его развития, в том числе в процессе выполнения домашней работы. В данной работе приведен результат пилотажного исследования уровня данного показателя и представлены возможные варианты его развития.   

Ключевые слова:
самостоятельность школьников, младшие школьники, развитие самостоятельности, домашняя работа, самостоятельность.   


Период начальной школы – сенситивное время для развития таких личностных качеств, как независимость, самостоятельность, которую можно рассматривать как составной показатель развития ребенка, способствующий достижению целей развития ребенка. Его можно рассматривать способность справляться с изменениями и использовать знания и навыки для решения нестандартных ситуаций. Умение справляться с заданиями на разных уровнях образования зависит от основы самостоятельности, которая формируется в раннем школьном возрасте. Эту черту характера можно развить при организации практической деятельности, которая важна для детей этого возраста как в классе, так и вне его. Внеклассная работа является важным видом деятельности для развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста. В этой деятельности можно создать условия для развития самостоятельности и навыков учеников, исходя из интересов и способностей ребенка [4, с. 232-234]. Стоит отметить, что в развитии самостоятельности огромную роль играют взрослые, а именно близкое окружение ребенка: его родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Именно они через организацию различных видов деятельности прививают самостоятельность ребенку, на собственном примере показывая, как необходимо поступать в той или иной ситуации, как принимать на себя ответственность и т.д. От того насколько проявляется такая самостоятельность зависит развитие ребенка. Очень важно не только быть примером, но и позволять ребенку проявлять самостоятельность, давать права выбора, определить зону ответственности, где ребенок может самостоятельно принимать решения и через собственные действия подтверждать ее. Если пресекать проявление самостоятельности у ребенка может сложится чувство перекладывания собственной ответственности на взрослых, к примеру родителей. Развитие самостоятельности ребенка является непростым процессом, связанным в том числе и с процессом воспитания. Требуя от ребенка самостоятельности, родители зачастую не имеют представления о том, как устроено ее развитие. Самостоятельность имеет высокую связь с уверенностью в себе и своих действиях ребенка, отсутствием страха неудач и выполнения действий неправильно, с ошибками [1, с. 5].Рационально организованная деятельность ребенка: как на территории школы, так и во внеурочной деятельности, в том числе в процессе выполнения домашней работы, позволяет системно и всесторонне развивать необходимые навыки и умения самостоятельности [4, с. 232-234].Выполнение домашней работы является одним из важнейших аспектов формирования самостоятельности школьника, где он может использовать творческий подход в решении ряда задач, развивать свои исследовательские способности, а также брать на себя ответственность за результаты своей деятельности, готовность к урокам, успеваемость. Здесь ребенок способен получить необходимый опыт, являющийся базой в адаптивности во взрослой жизни.Несомненно, самостоятельность будет успешно развиваться в младших классах, если ученики овладеют формами и методами самостоятельной работы. Самостоятельная работа - это работа, основанная на заданиях учителя, выполняемая под его руководством (или на основе заданий) без непосредственного участия учителя [5]. Самостоятельная работа всегда имеет конечный результат, так как ученик выполняет ее самостоятельно [6, с. 190].Одна из составных частей структуры обучения является деятельность, как в выполнении домашней работы, так и на классных занятиях. Одной из отличительных особенностей учебной деятельности является ее цель и результат – изменение субъекта этой деятельности? то есть ученика. В контексте данной работы изменением является развитие самостоятельности школьников [3, с. 42-43].В настоящем исследовании приняли участие 28 учащихся МАОУ СОШ №65 города Тюмени. Для анализа текущего уровня самостоятельности младших школьников мы сформировали диагностический инструментарий, где использовали три метода диагностирования. Показатели и диагностические методы изложены в Таблице 1. Для выявления показателя «проявление самостоятельности учеников при выполнении самостоятельного задания» была использована методика Н.И. Александровой и Т.И. Шульги «Нерешаемая задача». Данная методика позволяет наблюдать, как проявляется самостоятельность учеников в реальной учебной деятельности. Целью данной методики является: выявление уровня самостоятельности у младших школьников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Денисова Т.Ю., Минваева М.С. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ГРУППОВОЙ РАБОТЕ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 549 - 557. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10648 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10648



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.