'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 76

Просмотры  58 просмотров

Вострухина А.А.

  


ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема формирования учебной самостоятельности первоклассников в учебной деятельности. В статье представлено содержание понятия «учебная самостоятельность». На основе психолого-педагогической и дидактической литературы рассмотрены подходы в определении понятия «учебная самостоятельность. Выявлен и обоснован вывод о том, что механизмом формирования учебной самостоятельности у первоклассников, является применение системно-деятельностного подхода.   

Ключевые слова:
самостоятельность, учебная самостоятельность, первоклассники.   


Все образцовые программы обучения в начальной школе предполагают наличие у детей младшего школьного возраста способности к достаточному самостоятельному обучению. Это качество формируется с помощью различных средств, наиболее эффективным из которых является самостоятельная работа. Способность к самостоятельной работе обеспечивается активизацией у детей младшего школьного возраста познавательных процессов, саморегуляции, самоконтроля и целеполагания. Под самостоятельным обучением понимается организованная форма специальной учебной деятельности, при которой обучающиеся выполняют различные виды работ, преимущественно или полностью самостоятельно, под прямым или косвенным руководством преподавателя, с целью развития своих знаний, навыков, умений и личностных качеств. Важным условием по ФГОС, является взаимодействие школы и семьи, установление социального партнерства с родителями (законными представителями) в достижении поставленных перед этими социальными институтами целями. Также, в Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается важность развития самостоятельности у учеников младшей школы в учебной деятельности. Однако, следует отметить, что развитие учебной самостоятельности первоклассников, с учетом их возрастных особенностей, рассматривается довольно редко. Ведь важным этапом формирования учебной самостоятельности у младших школьников, происходит именно в первом классе. [12]В связи с важностью развития учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте, особенно важно заложить в первом классе основы, которые в дальнейшем приведут к формированию навыков самостоятельности.Для основания и постановки проблемы формирования учебной самостоятельности у первоклассников в учебной деятельности, мы провели констатирующее исследование на базе школы МАОУ СОШ №88 г. Тюмень.Мы выбрали методики: диагностика параметров самостоятельности (Н.В.Калининой) и методика «Нерешаемая задача» (А.К. Осиницкий), так как они легко применимы в реализации, а также соответствуют возрастным особенностям испытуемых.Для проведения диагностики был выбран 1 класс (всего 24 человека). Всего 8 мальчиков и 16 девочек. Возраст 7-8 лет. При помощи диагностики учебной самостоятельности младших школьников по методике Н.В Калининой, мы определили уровень школьной мотивации и сформированности самостоятельности.Мы получили результаты, из которых следует, что высокий уровень самостоятельности показали 12% (3 человека), т.к ученики отвечали на вопросы, которые констатировали высокий уровень самостоятельности и мотивации школьников. К примеру, дети выполняют без помощи взрослых домашнюю работу, организовывают своё рабочее место и т.д. Для таких детей характерно исправлять ошибки в ходе работы, ответственное отношение к учёбе, инициатива и т.д33% учеников (8 человек), показали средний уровень самостоятельности и мотивации. Успеваемость у данных детей «Отлично» и «Хорошо», но мотивацией для учёбы, является лишь получение хорошей оценки. Это говорит о том, что у детей или отсутствует мотивация вовсе, или же они имеют средний уровень мотивации. Ученики могут выполнить с легкостью не сложные задания без помощи взрослых.29% (7 человек) показали низкий уровень сформированности самостоятельности. Дети имеют низкую успеваемость, прибегают к помощи окружающих одноклассников или взрослых. Согласно приведенным данным, мы можем отметить, что ученики 1 класса, имеют низкий уровень сформированности самостоятельности и учебной мотивации. Далее, мы изучили уровень самостоятельности учащихся с помощью методики «Нерешаемая задача» (А.К. Осиницкий). В ходе проведения исследования мы получили следующие результаты: высокий уровень самостоятельности показали 16% учеников (4 человека). Данные ученики могут работать автономно, и не нуждаются в посторонней помощи. Средний уровень сформированности самостоятельности показали 45 % (11 человек), данные ученики могут работать самостоятельно 10 минут, но после просят помощи у преподавателя. И 37% учеников (9 человек), показали низкий уровень самостоятельности, так как недоделали задание и бросили работу. Таким образом, мы можем констатировать, что ученики 1 класса, показали слабые результаты уровня сформированности самостоятельности, с помощью методики «Нерешаемая задача». После констатирующего эксперимента на базе исследования, нами разработана модель формирования навыков учебной самостоятельности у первоклассников в учебной деятельности. Для эффективности необходимо планирование работы по ее реализации. Важно рассмотреть факторы, положительно и отрицательно влияющиена формирование учебной самостоятельности у первоклассников. Планируется составить каталог необходимых инструментов, которые могут способствовать эффективному формированию самостоятельности у первоклассников в соответствии с их возрастными особенностями. Для реализации модели формирования навыков учебной самостоятельности первоклассников, нам потребуется:Проанализировать УМК, по которым учатся дети в 1-м классе, чтобы выявить, какие упражнения и задания направлены для формирования учебной самостоятельности учеников;Проанализировать, какие недостающие темы в УМК существуют, если сопоставлять их с запросом ФГОС-2022 к формированию навыков учебной самостоятельности первоклассников;Продумать состав уроков, направленных на формирования учебной деятельности первоклассников;Выбрать способы и методы, способствующих формированию навыков учебной самостоятельности первоклассников;Определить формы организации выполнения учебно-познавательной задачи (коллективная, групповая, индивидуальная);Продумать организацию формирующего эксперимента. В качестве контрольной группы, будут отобраны ребята, принимающие участие в констатирующем эксперименте, т.к. это нам будет нужно для отслеживания изменений в процессе формирования учебной самостоятельности. Таким образом, мы можем сделать вывод, что модель нуждается в доработке, отборе материала, построения возможных ходов занятий для достижения поставленных задач.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Вострухина А.А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 538 - 543. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10646 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10646



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.