'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 67

Просмотры  21 просмотров

Цыганова К.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УК РФ В ЧАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены проблемы применения уголовного законодательства Российской Федерации на железнодорожном транспорте по преступлениям против жизни и здоровья граждан, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также сформулированы задачи предупреждения преступлений.   

Ключевые слова:
железнодорожный транспорт, преступность на транспорте, уголовный закон, длящееся преступление.   


Поезда, как объекты железнодорожного транспорта зачастую становятся достижением преступных целей, совершаемых против жизни и здоровья граждан, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также против собственности. Железнодорожный транспорт - это вид транспорта, который выполняет перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги [1, с. 62]. На данном виде транспорта происходят такие виды преступлений как: убийство, причинение вреда здоровью различной тяжести, относящиеся к преступлениям против жизни и здоровья граждан. Также следует отметить, что на железнодорожном транспорте происходят преступления, касающиеся половой неприкосновенности и половой свободы личности, например: изнасилование, насильственные действия сексуального характера. К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта относятся такие преступления как: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного (воздушного, морского и внутреннего водного) транспорта (и метрополитена). Стоит обратить внимание на то, что на железнодорожном транспорте нередко происходят преступления, относящиеся к преступлениям против собственности, к таким преступлениям относится: кража, грабеж.Проблемой применения уголовного законодательства Российской Федерации в части противодействия вышеперечисленных преступных действий на железнодорожном транспорте является место и время совершения преступления. Например, в результате нанесения побоев (ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) человеку в поезде, для возбуждения уголовного дела, а также полноты и объективности расследования уголовного дела следует наиболее точно определить место совершения указанного противоправного деяния. Таким образом, следует разобраться в том, какие разновидности преступлений имеют место в российском законодательстве.Преступления можно классифицировать как единые простые преступления и как единые сложные преступления. Под единым простым преступлением подразумевается, что оно посягает на один объект, который образуется из одного деяния. Законодательная конструкция единого сложного преступления осложнена обстоятельствами, которые, например посягают на два объекта, состоят из нескольких деяний, имеют несколько последствий. Единые сложные преступления подразделяются на такие виды как: 1) составное преступление; 2) продолжаемое преступление; 3) длящееся преступление.Составной вид преступления является самим по себе единичным преступлением, только лишь осложнено его формами. Так, данный вид преступления законодателем считается не как ряд преступлений, а как одно единое, хотя и сложное по своей структуре.Данный вид составного преступления возникает в силу сочетания нескольких взаимосвязанных разных деяний, при этом, каждое из них по уголовному законодательству рассматривается как самостоятельное преступление.Продолжаемым преступлением является преступление, которое сочетает в себе ряд тождественных преступных действий, охватываемых единым умыслом и направленных к общей цели [2, с. 34]. Действия, составляющие продолжаемое преступление, посягают на один и тот же объект и охватываются одним умыслом. В качестве примера продолжаемого преступления можно привести кражу имущества частями из одного источника за сравнительно короткий отрезок времени и причинение ущерба одному и тому же собственнику. Можно выделить особенности продолжаемого преступления, так: 1) все действия, из которых слагается данный вид преступления, должны быть юридически тождественными, даже при их фактической неоднородности (например, хищение различными, но сходными способами) [3, с. 122]; 2) каждый из данных действий по своим свойствам обладает признаками самостоятельного преступления; 3) отдельные эпизоды должны оцениваться как части одного преступления, так как охватываются единым замыслом преступника; 4) для продолжаемого преступления характерно, что виновный еще не привлекался к уголовной ответственности за какие-либо эпизоды, образующие продолжаемое преступление [4, с. 98].Длящимся называется такое преступление, которое, начавшись с какого-либо действия или бездействия, осуществляется затем непрерывно в форме бездействия в течение некоторого, иногда довольно значительного отрезка времени [5, с. 14]. Длящимся преступление становится в результате того, что оно характеризуется непрерывным осуществлением деяния, охватываемого признаками конкретного состава преступления. Длящимися преступления становятся не в результате первоначального акта общественно опасного поведения, а в результате последующего бездействия, связанного с невыполнением в течение более или менее длительного времени каких-либо предусмотренных законом обязанностей [6, с. 2]. Иными словами, длящееся преступление – это действия или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом в силу совершения им первоначального противоправного деяния. Например, нарушение правил безопасности движения транспорта, прописанные в статье 263 УК РФ, включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством. Так, например проезд машинистом поезда на запрещающий сигнал светофора является грубым нарушением российского уголовного законодательства. Так, согласно пункту 11 приказа Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта [7]. Данный приказ позволяет минимизировать причинения ущерба людям и железнодорожному транспорту. В результате нарушения Правил технической эксплуатации работниками железнодорожного транспорта, работников влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Также, во избежание причинения физического вреда лицам, находящимся в пределах железнодорожных полотен, разработаны «Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через ж.д. пути», утвержденные приказом Минтранса России №18 от 08.02.2007 г.Периодически проводится работа, направленная на реформирование деятельности органов внутренних дел на транспорте. Основные задачи и функции органов внутренних дел на транспорте это обеспечение правопорядка и общественной безопасности [8, с. 16], защита граждан от противоправных посягательств на объектах железнодорожного, а также на иных объектах транспорта [9, с. 117].Выявляя проблему в части противодействия преступности на железнодорожном транспорте, следует обратить внимание на элементы криминалистической характеристики. Так например, к указанному элементу криминалистической характеристики краж относится обстановка совершения преступления. Обстановкой совершения преступления считается система взаимодействующих объектов, явлений и процессов, характеризующих условия места, времени и другие обстоятельства объективной реальности, которые влияют на способ совершения преступления и проявляются в следах. Из всех частей, которые составляют обстановку совершения преступления, следует обратить внимание на место и время преступного события, так как они дают наиболее существенную криминалистическую информацию для эффективного метода расследования. Также следует обратить внимание на результаты исследований, проведенных Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России, которые показывают, что, как правило, 48% преступлений в поездах совершаются от 0 до 8 часов и только 24% - от 16 до 20 часов. Обращая внимание на зарубежную практику борьбы с кражами в поездах также свидетельствует о том, что данные преступления совершаются преимущественно в ночные часы, в то время, когда пассажиры спят или отлучаются на некоторое время от своего плацкартного места, при этом оставив свой багаж без присмотра. Следует уточнить, что на железнодорожном транспорте в России совершается около 30% краж чужого имущества от общего количества преступлений, регистрируемых в сфере пассажирских перевозок. В остатке нераскрытых преступлений они дают более 70%. Например, более половины краж – это 55% совершенно в пассажирских поездах дальнего следования, 26,2% - в скорых поездах, 29,2% - в пассажирских поездах местного сообщения, 14,6% - в электропоездах. В 38,6% случаев преступники посягали на личное имущество пассажиров в купейных вагонах, в 37% - в плацкартных, в 3,6% - в общих. Кражи в основном совершаются с вешалок или из карманов одежды, с полок и столиков купе, а также иногда из служебных купе проводников. Также, незначительное количество краж регистрируется в вагонах класса «СВ» и в вагонах–ресторанах. В 42% случаев кражи совершались с использованием свободного доступа к вещам, оставленным без присмотра, в 32,6% - у спящих пассажиров.Для профилактики и раскрытия преступлений на железнодорожном транспорте можно выделить ряд следующих способов: 1) использование системы видеонаблюдения на вокзалах и других объектах, относящихся к железнодорожному транспорту; 2) активное межведомственное взаимодействие, в котором структуры ОВДТ и Министерство транспорта Российской Федерации, а также ОАО «РЖД» определяют работу по обеспечению правопорядка и личной и имущественной безопасности пассажиров и работников железнодорожного транспорта; 3) использование средств громкоговорящего оповещения для акцентирования внимания на бдительность пассажиров.Следует обратить внимание на то, что место совершения преступления в пути следования поезда довольно часто может не совпадать с местом обнаружения момента преступления. Так, на примере кражи, рассмотрим фактор, который препятствует раскрываемости преступлений. Часто бывает так, что потерпевшие обнаруживают, что их вещи пропали спустя длительное время после совершения самого преступления, также потерпевшие долгое время не сообщают об этом проводникам или сотрудникам полиции. Конечно, это значительно затрудняет раскрытие преступления. Также, иногда потерпевшие вовсе заявляют о совершении противоправного деяния в отношении них, только после прибытия поезда на конечную станцию, когда следы преступления достаточно сложно отыскать. Чтобы следы преступника «не простыли», в связи с этим, предлагаю лицам, которые становятся потерпевшими в результате расследования преступления, незамедлительно обращаться к сотрудникам поезда, а также к сотрудникам полиции с заявлением о совершенном противоправном деянии.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Цыганова К.А. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УК РФ В ЧАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 474 - 481. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10637 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10637



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.