'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 52

Просмотры  18 просмотров

Макматова Д.А.

  


ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПДД И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ *

  


Аннотация:
в современном мире вопрос обсуждения дорожно-транспортной преступности является значимым, потому как на дорогах остаётся достаточно высокий уровень аварийности и степени тяжести наступивших последствий дорожно-транспортных происшествий. Увеличение показателя безопасности движения на дорогах обеспечивается благодаря нормам уголовного законодательства, значительное положение среди которых занимает ст. 264 УК РФ.   

Ключевые слова:
транспортное средство, нарушение ПДД, безопасность дорожного движения, ДТП, уголовная ответственность.   


Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса «человек – автомобиль – дорога – окружающая среда». Недостаточная надёжность элементов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог) является причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП) [2]. В 2022 г. общее количество ДТП В Российской Федерации составило 126 705 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в которых погибло 14 172 и 159 635 получили травмы. Каждое девятое происшествие на территории страны состоялось из-за нетрезвости водителей. При этом необходимо подчеркнуть, что число ежегодных ДТП и количество пострадавших систематически снижается.Наиболее напряжённый регион, по данным статистики сайта МВД, –Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 296 погибших. На втором месте Ингушетия: 260 погибших. На третьем – Дагестан: 225 [4].Основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают достигнутый уровень автомобилизации в стране и по мере её развития изменяются и уточняются [2].Приоритетной целью в уголовно-правовом регулировании России считается гарантированное соблюдение правил дорожного движения лицами за рулём автомобиля, трамвая либо другого механического транспортного средства. Нарушение этих правил способно причинить тяжкий вред здоровью или вызвать гибель людей [1].За игнорирование правил дорожного движения законодательством утверждена дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная ответственность.Для профессиональных водителей предусмотрена дисциплинарная ответственность, которая влечёт за собой замечание, выговор и увольнение.С компенсированием урона лицам, причинившим вред здоровью или имуществу (в том числе моральный вред), связана гражданская ответственность.Уголовная и административная ответственности регламентируются должным законодательством – Уголовным кодексом (УК РФ) и Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) [3].Статья 264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, в которой разграничиваются основной и квалифицированный составы по критериям последствий причинённого преступления и субъекта уголовной ответственности. Она затрагивает все механические транспортные средства, в том числе трактора, любые самоходные машины, дорожно-уборочные и остальные агрегаты, управление которыми запрашивает специальное право.При наказании важно принимать во внимание осознанность лица, нарушившего правила; неучтивость совершённого виновным нарушения ПДД; эпизоды привлечения лица к административной или уголовной ответственности, что указывало бы уже на сложившуюся манеру управления транспортным средством путём нарушения правил дорожного движения [1].Как видно из статьи 264 Уголовного кодекса РФ, конкретно уголовная ответственность возникает в случае, если: нанесён тяжкий вред здоровью, повлекло смерть человека, гибель двух или более лиц. Если же причинён вред лёгкой или средней тяжести, то вопрос относится к компетенции гражданско-правовых взаимоотношений.Необходимым наличием при наступлении уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ считается присутствие причинно-следственной связи относительно последствий в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека вследствие нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств. За неимением данной связи, ответственность не наступает [5].Основные причины возникновения ДТП: нарушения ПДД со стороны водителей, нарушения Правил со стороны пешеходов, неудовлетворительное состояние улиц и дорог, техническая неисправность транспортрных средств. Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения [2].Для виновника дорожно-транспортного происшествия уголовная ответственность возникает, если:виновное лицо подверглось административному наказанию за руководство транспортом в нетрезвом состоянии или за неисполнение обязательства должностного лица проходить медицинское освидетельствование на предмет опьянения;виновное лицо ранее было судимо за нарушения правил дорожного движения или эксплуатацию транспортного средства, будучи в нетрезвом состоянии, и повлекло за собой тяжкий вред здоровью или гибель человека (смерть двух и более лиц по неосторожности).Случаются инциденты присутствия вины потерпевшего, деяния которого спровоцировали неблагоприятные последствия. Например: переход в неположенном месте, спонтанное появление перед средством транспорта и т.д. Вина потерпевшего не отрицает наличие вины водителя транспортного средства при условии, если у водителя усматриваются различные элементы состава преступления, предусмотренные статьей 264 УК РФ.Помимо всего прочего, ст. 264 УК РФ вместе с основным наказанием предполагает допустимость применения к виновному лицу дополнительного в качестве лишения права управлять ТС. Следует отметить, руководствуясь ст. 47 УК РФ, что дополнительное наказание должно назначаться лицу, которому было выдано соответствующее в установленном законодательстве удостоверение, так и лицу за рулём автомобиля или другого транспортного средства без должного разрешения [3].Когда виновному лицу назначается наказание в виде дополнительного, а именно лишение права управления ТС, суд оповещает об этом территориальное управление ГИБДД. Удостоверение, которое уже имеется в деле, направляется судом в подразделение субъекта РФ для исполнения приговора суда.По данному составу возможно освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением сторон.Судебная практика показывает, что прекратить уголовное дело о преступлении за примирением сторон (ст. 25 УПК РФ) представляется правом, а вовсе не обязательством суда. Принимая решение, суду следует всесторонне изучить степень и характер опасности для общества, личность подсудимого, а также другие обстоятельства дела (материальное положение потерпевшего, было ли на него давление со стороны виновника, предпринятые действия виновного для заглаживания причинённого им вреда и т.д.).Также стоит обращать внимание на то, не нарушались ли предусмотренные ст. 76 УК РФ основания, в соответствии с которыми от ответственности освобождается лицо, совершившее преступление впервые небольшой или средней тяжести, при условии примирения с потерпевшим и загладившее причинённый вред.В ст. 268 УК РФ также истолковывается наказание и за несоблюдение пешеходом, пассажиром или будучи другим участником дорожного движения (кроме водителей), повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть одного и более лиц. Предусмотренная ответственность за это всевозможная: от ограничения свободы на срок до трёх лет и принудительных работ до двух лет до лишения свободы до семи лет, в зависимости от тяжести преступления.Результативность норм права зависит, в том числе, от присутствия охранительных норм, которые осуществляют запрет на некоторый характер проявления, отклоняющийся от правил предписания и определяют уровень юридической ответственности за несоблюдение. Состояние безопасности на дорогах полностью зависит от аварийности, поэтому законодательством предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил ПДД.Меняя принципы в сфере уголовного законодательства, законодатель старается усовершенствовать ситуацию на дорогах. Но, надо признать, что в настоящий момент меры не приносят безусловного результата в борьбе с несоблюдением ПДД. Вместе с тем, сдвиги в положительную сторону, учитывая статистику, всё же есть, наряду с этим, совершенствование законодательства продолжается [5].Ужесточить уголовную ответственность за несоблюдение ПДД и эксплуатацию транспортных средств – вынужденная мера в настоящее время, она станет благоприятствовать усилению показателя ответственности для водителей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Макматова Д.А. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПДД И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 355 - 361. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10622 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10622



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.