'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 45

Просмотры  25 просмотров

Карук О.В.

  


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ *

  


Аннотация:
творческой деятельностью человечество занималось всё время своего существования. Однако, речи о праве тогда не было. Существуют несколько точек зрения на тему того, когда появилось авторское право.   

Ключевые слова:
права, авторское право, нормы, закон.   


В Древнем Египте до конца III тыс. до н.э. авторы стремились не связывать произведения с их личностью. В эпоху Среднего царства они стали указывать себя. В Древней Греции существовало понятие литературной собственности – авторы отстаивали право на свои тексты и пытались бороться с плагиатом. Оригиналы очень ценились. Однако авторы многих произведений не были известны. Часто имена были одинаковы и их сложно было различить. Профессиональных переписчиков было мало, копии делались с большими искажениями. Многие книги переписывались без разрешения автора, а в тексты вносились изменения. [6]В Древнем Риме издательский бизнес был весьма доходен. Издатели получали процент от продажи. Малоизвестных авторов «публиковали» неохотно – издатели желали иметь дело только с теми, чьи книги точно продадутся. Тиражи наиболее спрашиваемых произведений могли доходить до 1000 экземпляров. Для издания книги нужно было согласие автора. [4]Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений, что ранее было трудоёмким процессом. Издатели и авторы страдали от того, что книги перепечатывались и распространялись за бесценок без их согласия. Защитить свои интересы в суде было невозможно, т.к. контрафакция не подпадала ни под одну законодательную норму права.Первые специальные нормы появились в Венеции, в 1474 году. Они защищали изобретателя полезного промышленного механизма от его бесконтрольного копирования на 10 лет. Первым актом о защите прав издателей стал «Указ о патентах или привилегиях» принятый в 1476 г. Венецианской республикой, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в том числе и на изобретения и книги. [5] В 1491 г. венецианские издатели получили привилегии, защищавшие их от пиратства. В Англии в XV–XVI веках издателям стали выдавать привилегии и патенты на монопольное издание книг определенной тематики. В 1491 г. в Венеции была выдана первая из известных привилегий. В Германии правом давать привилегии обладал император и местные земские власти. В привилегиях обозначалась величина пени, которым облагались копии. Сама привилегия помещалась в начале или в конце произведения. Во Франции привилегии имели вид королевского послания всем судам. Привилегии имели как срочный, так и бессрочный характер. Однако зачастую привилегии получали только издатели.Во второй половине XVI века английское ввело монополию на издание книг. В 1566 году была создана Гильдия книгоиздателей, которая получила исключительное право издания. Желающий издать книгу должен был внести ее в особый реестр и, уплатив пошлину, получить разрешение на печать книги. Эти изменения предоставили возможность ввести предварительную цензуру. С XVII века появляются привилегии более широкого круга действия, в соответствии с ними, запрещается не только перепечатывать чужие произведения, но и ввозить из-за границы контрафактные издания, предоставлялось право конфисковать произведения, изданные в нарушение. [4]Вся выгода от выпуска книг шла издателям. В 1694 г. цензура была отменена. Возникла свобода печати, а вместе с ней и опасность появления контрафактных изданий. Издатели снова начали подавать прошения о защите их изданий от незаконного перепечатывания.Наиболее ярко авторское право отражено в статуте королевы Анны в 1710 г. Статут указывал на причины его введения и цели, которые документ преследует. Этот этап ознаменовал переход от системы привилегий к авторскому праву. Закон закрепил один из важнейших принципов авторского права – «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия.Закон устанавливал право издателя на опубликованную книгу на 14 лет с момента ее опубликования и регистрации. Данный срок мог быть продлен еще на 14 лет при жизни автора. Когда сроки истекали, произведение становилось общественным достоянием. Охрана от перепечатки книг гарантировалась только при условии внесения произведения в реестр Гильдии. Личные неимущественные права, англо-саксонская правовая система не признавала.Во Франции модель авторского права сложилась во времена Великой Французской Революции: в 1791 г. был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. – Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков. Запрещалось любое воспроизведение объектов авторского права в течение жизни автора, а правопреемники могли пользоваться правом в течение 10 лет со дня смерти. В область авторского права были введены принципы: автоматической охраны и национального режима. Они гарантировали защиту всех форм творчества при воспроизведении всеми известными методами. Позже положения были восприняты и другими европейскими странами.В 1814 г. за автором было признано пожизненное право на его произведение. 1 июня 1842 года был издан закон, по которому, срок для авторских прав увеличен и расширен на весь период жизни автора и продлен на семь лет после его смерти, когда правами на произведение могут пользоваться наследники автора. Затем этот срок был увеличен с семи до тридцати лет.Вслед за Англией патенты и авторские законы приняли в США, Франции, Германии и Австрии. Стала распространяться продажа и покупка произведений и прав на их издание. Законодательные акты об авторском праве вводили в Италии, Испании, Португалии, Норвегии, Швеции, Дании, Бельгии и Голландии.В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.В 1941 г. Италия и в 1936 г. Австрия предоставили исполнителям и производителям звукозаписи смежные права. Была высказана идея об объединении исполнителей, производителей фонограмм и вещателей в одном институте, которая нашла отражение в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), заключенной в 1961 г.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Карук О.В. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 305 - 311. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10615 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10615



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.