'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 30

Просмотры  37 просмотров

Баринов Н.С.

  


СТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА *

  


Аннотация:
в работе исследуется процесс становления прокуратуры в России, указывается на государственные институты, предшествующие возникновению прокуратуры и в последствии существовавшие с прокуратурой совместно. Анализируется первоначальное деление прокуратуры Российской империи, полномочия прокуроров и цель создания прокуратуры как государственного органа.   

Ключевые слова:
прокуратура, прокурор, надзор за соблюдением законов.   


Традиционно, историю российской прокуратуры принято связыватьс «правлением императора Петра I, который создал в системе государственного управления абсолютно новый механизм контроля» [1. с. 47-58].Исходя из данного тезиса полагаем целесообразным начать рассмотрение заявленных в заглавии параграфа вопросов с рассмотрения исторической составляющей органов прокуратуры в период Российской империи.Первоначально, государственными служащими, осуществляющими надзор за соблюдением законов согласно пункту 9 указа Петра I от 2 марта 1711 года стали «фискалы» которых было постановлено «Учинить во фсяких делех,а как быть им, пришлетца известие» [3].Пунктом 3 Указа от 5 марта 1722 года установлена должность«Обер-фискала» и определены его полномочия а именно «тайно надсматривать над всеми делами и проведовать про неправый суд».Кроме того, вышеприведенным указом установлена структура фискальной службы. Так, Обер-фискал имеет «несколько» провинциал-фискалов, которыев свою очередь имеют несколько «нижних».Отдельно стоит отметить, что Указом установлено вознаграждениеОбер-фискалу за его службу по обличению нарушителей в виде половины суммы штрафа.Определены полномочия Обер-фискала и подчиненных ему фискалов, которые имеют «такую же силу и свободность, как и обер-фискал», однако, приводится исключение в виде единоличного полномочия Обер-фискала привлечь к суду «вышнего судю или генерального штапа».Указом от 17 марта 1714 года «О фискалах и о их должности и действии» определен перечень полномочий фискалов, фактически закреплен регламент их работы, кроме того, установлено деление фискальной службы и численный состав. Также получили закрепление ограничения по службеи ответственность фискалов.К полномочиям фискалов относилось проведение тайной слежкиза процессом судопроизводства, надзор за соблюдением законов, приеми разрешение доносов.Первое документальное подтверждение намерения Петра I создатьв России прокуратуру встречается в его набросках «Отношениях на Госуд. Коллегии интендантов, контролеров и фискалов генерал-прокурору,о подсудности их ему и о его суде» и «дополнения к Указу о фискалах» датированные 1721 годом, но не имеющие точной даты.Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенатуот 12 января 1722 года было постановлено: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегиипо прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» [4].Как отмечает Б.С. Эбзеев «Петр I прекрасно сознавал, что без формирования твердого государственного режима и обуздания преступностии казнокрадства его реформы были обречены на провал» [5. с. 487].Ключевыми задачами, которые ставил перед прокуратурой император, было претворение в жизнь его реформ, вопреки сопротивлению местных органов власти, осуществление надзора и контроля за деятельность Правительствующего Сената и учреждений от имени власти.Само понятие «Прокурор» семантически происходит от латинского рrocurare – заботиться.Прокурор, как задумал его Император – это должностное лицо государственной службы и непосредственного подчинения самому Императору (касательно Генерал-прокурора), наделенное полномочиями по надзоруза деятельностью Правительствующего Сената, государственных и местных властей и их решениями.Так, на прокуроров, состоявших в коллегиях возлагалась обязанность надзирать за своевременным разрешением дел и исполнением как коллегиями, так и подконтрольными им органами и учреждениями указов.При этом, согласно указа от 12 января 1722 года каждый прокурор обязан «рапортовать Генерал-прокурору», что означает непосредственный докладо результатах своей деятельности.Указом не просто утверждались должности Генерал-прокурора, Обер-прокурора и прокуроров коллегий, но также устанавливался основной круг их обязанностей и подчиненность нижестоящих прокуроров Генерал-прокурору.Фактически указом от 12 января 1722 года закреплены первые принципы деятельности прокурора, а именно подчиненности и централизации, состоящие в непосредственном подчинении всех прокуроров Генерал-прокуроруи предоставлении «рапортов» о результатах своей деятельности.Указом Петра I от 18 января 1722 года установлены должности прокуроров в надворных судах.Однако, указы от 12 и 18 января 1722 года носили больше организационный характер, устанавливая должности и принципы деятельности прокуратуры.Закрепление же перечня должностных обязанностей за прокурорами осуществлено Указом от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора» (далее – Указ от 27.04.1722).Согласно Указа от 27.04.1722 на Генерал-прокурора возлагались обязанности находится в Правительствующем Сенате, контролировать полноту и своевременность выполнения Сенатом своих обязанностей, опротестовывать незаконные действия и решения Сената, осуществлять надзор за деятельностью фискалов.Примечательно, что фискалы, согласно части 7 Указа от 27.04.1722 разделены на две части, те, что докладывают прокурорам (фискалыв коллегиях и надворных судах) и те, что докладывают в земские суды.Генерал-прокурору надлежало иметь свою канцелярию, которая принимала письма и донесения, а также «Эксекутора» в личном подчинении.Отдельно следует отметить, что на Генерал-прокурора возлагалась также функция по контролю за деятельностью нижестоящих прокуророви проведение в их отношении дисциплинарных расследований «Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали» и принимать решения о передаче прокуроров Сенату в случаях нарушений либо не исполнений ими обязанностей.Установлены гарантии Генерал-прокурору и Обер-прокуроруна их неприкосновенность «Генерал и обор прокуроры ничьему судуне подлежат, кроме нашего», при этом в случае отсутствия Императора правом разыскать и арестовать их наделялся Сенат.В части 10 Указа от 27.04.1722 получило закрепление право законодательной инициативы Генерал прокурора.Обер-прокурор же выступает как помощник Генерал-прокурора,а на период отсутствия последнего обязан исполнять его обязанности [7].При этом квалификационных требований к прокурорам установленоне было. Прокуроры назначались из представителей разных чинов,но с оговоркой «лучшие».Императором в качестве первого Генерал-прокурора назначен граф Павел Иванович Ягужинский.А.Д. Градовский указывал, что место генерал-прокурора в сенате«по старшинству последнее, а по значению первое» [2. с. 209]. Одним Сенатом надзорная деятельность прокуратуры, конечно, не ограничивалась [6. с. 266].Отдельное внимание следует уделить должности Обер-прокурора Святейшего Синода, утвержденной Указом от 11 мая 1722 года.Свои полномочия Обер-прокурор Святейшего Синода обрел после издания инструкции, утвержденной 13 июня 1722 года (далее – Инструкция).Согласно Инструкции Обер-прокурор был непосредственным представителем Императора в Святейшем синоде, при этом его функции аналогичны функциям Генерал-прокурора только по отношению к Синоду.Однако, в связи с аналогичным изложением полномочий Генерал-прокурора и Обер-прокурора остается не ясным каким образом осуществлялись доклады нижестоящих прокуроров, обязаны ли прокуроры коллегий докладывать Обер-прокурору Святейшего Синода, хоть в его подчинении они не находились.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Баринов Н.С. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 209 - 215. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10600 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10600



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.