'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 29

Просмотры  33 просмотров

Баринов Н.С.

  


ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРАТУРЫ В РАМКАХ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
в работе исследуется процесс правовые средства органов прокуратуры, используемые при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства, уделяется внимание таким актам как представление, протест, предостережение, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.   

Ключевые слова:
прокуратура, прокурор, надзор за исполнением федерального законодательства, акт прокурорского реагирования, представление, протест, предостережение.   


Правовые основы деятельности прокуратуры в современной России установлены Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре РФ). Статья 3 Закона о прокуратуре РФ устанавливает, что функции и полномочия органов прокуратуры могут быть расширены федеральным законодательством [8. с. 12].В этой связи полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства представляют собой сложный и разноплановый комплекс механизмов и инструментов, закрепленных в различных нормативных правовых актах.В структуре полномочий прокурора по надзору за исполнением федерального законодательства следует выделить две большие группы полномочий:- надзор за исполнением законодательства, в том числе и надзор за соответствием законодательству принимаемых актов.- надзор за устранением выявленных нарушений и их предупреждению, путем вынесения актов прокурорского реагирования [1. с. 209].Прокурор в ходе осуществления надзора предпринимает разрешенные законом меры для пресечения нарушений, а именно: беспрепятственно входит на территорию и помещения поднадзорных органов; имеет доступ к документации и деятельности поднадзорных органов и их должностных лиц; осуществляет проверку исполнения законодательства; отбирает объяснения у сотрудников и должностных лиц при наличии оснований; возбуждает административное производство в предусмотренных законом случаях; направляет в компетентные органы материалы прокурорских проверок, в том числе с целью проведения доследственных и следственных проверок; применяет меры прокурорского реагирования, в случае наличия оснований для их применения.Прокурор уполномочен взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, а также общественными организациями при осуществлении надзорной деятельности для того, чтобы придать ей комплексный и гласный характер.Прокурор наделен правом участвовать в разработке и принятии нормативных правовых актов, а также обладает полномочиями по пресечению выявленных в ходе осуществления надзора несоответствующих законам нормативно-правовых актов и их проектов, в том числе выявлять и устранять коррупционные риски при формулировании норм законов [3. с. 414].Органы прокуратуры уполномочены принимать меры координирующего и надзорного характера во взаимодействии органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами и общественными организациями. Пресекать факты конфликта интересов и участвовать в их урегулировании.Отдельно следует отметить, что в соответствие ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и УПК РФ прокурор обладает правом обращения в суд с целью возмещения ущерба, причиненного преступлением, в защиту прав неограниченного круга лиц и т.д.Таким образом, прокурор обладает достаточно широкими полномочия по осуществлению надзора за исполнением федерального законодательства. Прокурор в процессе осуществления своей деятельности обладает широкими ассортиментом мер реагирования, обоснованное, оперативное и полное использование которых непосредственно сказывается на эффективности прокурорского надзора [5. с. 474].Меры реагирования прокурора – это совокупность правовых средств, используемых для осуществления надзора. Меры реагирования выбираются исходя из конкретного случая, обеспечивая индивидуальный и взвешенный подход к их применению. Исследователи совершенно справедливо отмечают, что наиболее эффективным адресатом (и посредником) для защиты и восстановления прав и законных интересов является прокурор [2. с. 166], учитывая его полномочия и возможность применения мер прокурорского реагирования [11].Прокурор реагирует на нарушения законов в форме актов. Акты прокурорского реагирования – это формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.При выявлении правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, прокурор в соответствии со статьей 23 Закона о прокуратуре РФ приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо обращается в суд с заявлением об оспаривании незаконного акта.Так по протестам прокуроров Костромской области в 2022 году приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства 253 правовых акта образовательных организаций, регламентирующих вопросы приема детей, проведения промежуточной и итоговой аттестации, работы профилактических советов, обеспечения безопасности образовательного процесса [7].Следующей формой прокурорского реагирования на нарушение закона является представление прокурора об устранении нарушений закона.Представление вносится в орган государственной власти или местного самоуправления, в организацию по фактам выявленных нарушений законов подписывается прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре РФ) [6. с. 38].Так, прокурорами Костромского, Красносельского районов, Нерехтским межрайонным прокурором установлены и приняты меры к пресечению фактов бездействия администраций муниципальных образований, образовательных учреждений по организации подвоза учащихся, проживающих в отдаленных сельских поселениях. По представлению прокурора Костромского района организован подвоз 51 учащегося МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» [7].Статьей 25.1 Закона о прокуратуре РФ закреплено право прокурора в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявить предостережение о недопустимости нарушений закона должностному лицу.Предостережение, представляет собой меру индивидуального профилактического воздействия, направленную на недопущение совершения нарушений, тем самым полностью противоположно представлению об устранении нарушений законов.Так в Тамбовской области Прокурорское предостережение предотвратило нарушение двумя застройщиками требования законодательства о своевременном раскрытии установленной законом информации об объекте долевого строительства жилья. Сразу после прокурорского предостережения застройщики разместили на сайте необходимую информацию [9].Отдельно следует отметить реализацию прокурорами права законодательной инициативы как одно из правовых средств прокуратуры.В качестве примера можно привести разработанный Томской прокуратурой законопроект, который расширил законные права и гарантии защиты дольщиков. Законопроект расширил правовой набор дольщиков и ввел дополнительные обязанности для застройщиков, в частности, это обязательное информирование граждан, участвующих в долевом строительстве, о процессе постройки/сдачи дома, о возможных проблемах, и о проблемных объектах в том числе [10].В Волгограде по инициативе местной прокуратуры был дополнен региональный закон «О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области», который предоставляет право бесплатной юридической консультации жителям региона, участвующим в долевом строительстве, в том числе, с целью создания потребительских кооперативов для завершения строительства домов [4.].Участие прокурора в законодательной деятельности является одним из наиболее эффективных способов с помощью которого прокурор может влиять на реальное восстановление прав граждан, при этом не упуская и предупреждение не справедливости и ущемления их прав.Также, одним из правовых средств прокуратуры является постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, выносимое прокурором при наличии в действиях должностного, юридического либо физического лица состава административного правонарушения, исходя из практики, указанное постановление выносится совместно с представлением об устранении нарушений законов, однако, исключением является вынесение постановления в отношении физического лица, к примеру при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.61 КоАП РФ – оскорбление.Данная особенность обусловлена тем, что согласно Закона о прокуратуре РФ прокурор не наделен полномочиями по внесению представлений об устранении нарушений законов физическим лицам.Перечень правовых средств прокурора, используемых им при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства позволяет прокуратуре реализовать предоставленный Законом о прокуратуре РФ массив полномочий, при этом использование всего массива правовых средств, позволит не только восстановить уже нарушенные права, либо не допустить их нарушения, а даровать гражданам права, в которых они нуждаются.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Баринов Н.С. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРАТУРЫ В РАМКАХ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 201 - 208. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10599 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10599



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.