'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 27

Просмотры  41 просмотров

Багмат Е.В.

  


ПРАВА КОНКУРСНЫХ КРЕДИТОРОВ В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ *

  


Аннотация:
проблема защиты прав и законных интересов кредиторов при банкротстве на протяжении долгого времени является одной из важнейших, которую пытается решить законодатель. Новые ситуации нарушения прав и законных интересов кредиторов возникают исключительно в процессе правоприменения законодательства о несостоятельности (банкротстве) и требуют современного правового регулирования. В статье раскрывается правовая природа прав конкурсных кредиторов в деле о банкротстве. Правовой статус конкурсных кредиторов в процедуре конкурсного производства определяется возможностью получения наиболее полного удовлетворения своих требований.   

Ключевые слова:
кредитор, банкротство, юридическое лицо, право, конкурс, проблемы, должник.   


Институт банкротства является важным элементом в рыночной экономике страны. Приоритетной целью любого государства является стабильность экономического развития и устойчивость рыночных отношений. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в России возникло в XVIII в. и продолжает совершенствоваться по сегодняшний день. Всю историю его существования оно находится в поле пристального внимания законодателя, ученых–юристов и практикующих юристов.В практических примерах банкротство юридических лиц чаще всего ограничивается двумя процедурами: введением внешнего наблюдения (ответственным за него назначают арбитражного управляющего) и следующим за ним через несколько месяцев (иногда даже полгода) конкурсным производством. На этом этапе и решается дальнейшая судьба имущества, оставшегося у должника.Прочие же инструменты встречаются и применяются на практике гораздо реже, чем вышеназванные.Во время проведения данных процедур полномочия руководителя предприятия-банкрота прекращаются. Управлять компанией поручается специально назначенному арбитражным судом конкурсному управляющему. Действует он под надзором собрания или комитета кредиторов и арбитражного суда. Арбитражный управляющий аккумулирует все имущество компании, оценивает ее экономическое состояние и принимает решение об оздоровлении либо о начале конкурсного производства. Когда начинается производство, прекращают начислять неустойки, проценты и применять иные финансовые санкции по всем видам задолженности. Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе и выявленное в ходе него (за некоторыми изъятиями), составляет конкурсную массу. За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту. Основное отличие инициации банкротства юридического лица банком заключается в том, что условный банк имеет право подавать заявление об инициации банкротства в суд с момента, когда у должника возникают признаки несостоятельности, то есть если он просрочил исполнение кредитных обязательств на 3 месяца. Вместе с тем за 15 дней до подачи в суд заявления о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц[5,c.30].Права кредиторов должника в случае его несостоятельности (банкротства) урегулированы Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве)[1].В современное время проблема защиты прав и законных интересов кредиторов при банкротстве юридических лиц приобрела очень большое значение и нуждается в более детальном и ситуационном решении. Главной целью законодательства о несостоятельности (банкротстве) является справедливое распределение между всеми кредиторами имущества должника в случае банкротства последнего [8,c.90].В полном объеме правовой статус конкурсного кредитора раскрывается через основополагающие начала. Среди которых особо можно выделить: комплексное урегулирование отношений с участием кредиторов в деле о несостоятельности в рамках федерального закона, соразмерность удовлетворения материально-правовых требований, равенство кредиторов в деле о несостоятельности, «конкурсная» демократия, целесообразность управления конкурсной массой. Регламентация и уяснение данных принципов будет способствовать единообразию в применении конкурсного производства [7,c.60].Правовой статус конкурсных кредиторов в процедуре конкурсного производства имеет свои особенности по сравнению с другими процедурами банкротства. Это, прежде всего, связано с тем, что в восстановительных и ликвидационных процедурах банкротства решаются разные правовые задачи. Так, если в рамках реорганизационных процедур главное – это временная защита должника от притязаний кредиторов, что исключает удовлетворение их требований, то в рамках конкурсного производства, напротив, основная задача – удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника [6,c.50]. По указанной причине правовой статус конкурсных кредиторов в исследуемой процедуре будет определяться потребностью в максимальном удовлетворении их требований. Конкурсными кредиторами несостоятельного должника являются кредиторы по денежным обязательствам, чьи требования установлены судом, рассматривающим дело о банкротстве[4,c.345]. Необходимость установления требований судом свидетельствует о том, что в полной мере всеми правовыми возможностями конкурсные кредиторы начинают обладать не с момента признания лица несостоятельным (банкротством), а с момента вынесения судом определения о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. По указанной причине важным является вопрос правового регулирования установления требований конкурсных кредиторов. При этом здесь следует обратить особое внимание на то, что возможность установления требований у конкурсных кредиторов возникает до введения процедуры конкурсного производства.Однако, поскольку предметом исследования настоящей статьи является правовой статус конкурсных кредиторов в рамках процедуры конкурсного производства, то порядок установления требований указанных лиц вне названной процедуры рассматриваться не будет.Важно также знать, что если кредитором не будет представлено вступившее в законную силу решение суда о взыскании с юридического лица денежных средств, его требование о признании должника банкротом на основании п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве не будет удовлетворено. Приведем пример. Общество с ограниченной ответственностью «Две Столицы» 10 марта 2020 г. обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать общество с ограниченной ответственностью Торгово-закупочная компания «Чурилово» – несостоятельным (банкротом). Определением арбитражного суда первой инстанции от 11 февраля 2021, возвращено заявление общества с ограниченной ответственностью «Две Столицы» о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью Торгово-закупочная компания «Чурилово», поступившее в арбитражный суд 10 ноября 2020 г. через систему подачи документов «Мой арбитр»[2]. На основании вышеизложенного, заявление конкурсного кредитора о признании должника банкротом может быть подано лишь при наличии решения суда, вступившего в законную силу. Такая правовая позиция является некоторой гарантией снижения возможности злоупотребления правом со стороны конкурсных кредиторов.Выступая в роли инициатора процедуры банкротства, кредитор может указать в заявлении либо СРО, либо конкретную кандидатуру арбитражного управляющего. А, значит, может получить большое стратегическое преимущество в виде лояльного арбитражного управляющего. Как следствие — доступ ко всей финансовой документации должника «из первых рук» и другие блага, о которых мы будем говорить в главе, посвященной взысканию долгов с помощью процедуры банкротства.Конкурсный кредитор может инициировать процедуру банкротства при соблюдении следующих условий:— сумма долга больше 300 000 рублей (пени и штрафы не учитываются);— долг просрочен на 3 месяца и более;— долг подтвержден вступившим в законную силу решением суда [9,c.109].Пример. Конкурсный управляющий просил взыскать вознаграждение с заявителя по делу о банкротстве в сумме 962 тыс. рублей. Несмотря на то, что заявитель устанавливал лимит расходов в 180 тыс. рублей, суды пошли управляющему навстречу. Суды пояснили, что инициатор пользовался правами конкурсного кредитора, не поддерживал ходатайство о прекращении дела о банкротстве – а потому должен выплатить вознаграждение в заявленной сумме. Однако суд округа указал, что названные обстоятельства не отменяют установленного законом порядка несения расходов.Дело о банкротстве: №А76-22042/2017, должник – ООО «Энергомет». Судебный акт: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2021 года [3].Инициатор дела о банкротстве вправе установить лимит имущественного бремени. Остальные расходы арбитражный управляющий несет на свой риск. Вопреки выводам судов, банк установил лимит относительно всего дела о банкротстве должника. Соответствующая информация имелась в материалах дела, и управляющий при должном ознакомлении с ним не мог этого не знать. Также были названы неправильными выводы судов о том, что осуществление банком прав конкурсного кредитора само по себе означает, что он дал согласие на финансирование сверх заранее установленного лимита. Обстоятельств недобросовестного поведения банка в деле установлено не было, поэтому причин менять определенный законом порядок возложения на него расходов не имелось [10,c.340].Тот факт, что управляющий осуществлял мероприятия конкурсного производства для формирования конкурсной массы, сам по себе не является основанием для возложения дополнительного имущественного бремени на заявителя по делу о банкротстве. Когда управляющий желал сформировать конкурсную массу, но не смог прийти к нужному результату, все расходы он нес на свой риск.То, что банк не поддержал ходатайство налоговиков о прекращении дела о банкротстве (но и не возражал против этого), на установленный законом порядок несения расходов также не влияет.Таким образом, стоит сделать вывод, что проблема несостоятельности и банкротства должника, не исполняющего свои обязательства, – одна из наиболее актуальных проблем гражданского права на протяжении многих столетий, поскольку она самым непосредственным образом связана с развитием товарно-денежных отношений и становлением договора как инструмента гражданского оборота. Конкурсные кредиторы обладают широким комплексом прав и обязанностей, которые четко отражены в законе о банкротстве, при этом необходимо подчеркнуть, что перечень их правомочий значительно шире, чем круг обязанностей, который в основном носит факультативный характер. Полная реализация правового статуса конкурсного кредитора находится в прямой зависимости от удовлетворения их материально-правовых требований. Это достигается с помощью нескольких правовых средств: фактический и информационный автономный контроль над конкурсным управляющим; реальное исполнение денежных обязательств третьим лицом в отношении должника; обращение взыскания на имущество должника, которое было передано третьим лицам в рамках нарушений закона. Данные вопросы требуют доработки и корректировки в рамках законодательства о банкротстве.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Багмат Е.В. ПРАВА КОНКУРСНЫХ КРЕДИТОРОВ В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 184 - 192. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10597 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10597



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.