'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 26

Просмотры  83 просмотров

Анненкова И.А.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ОТСУТСТВИИ УСТАНОВЛЕННОГО СОБСТВЕННИКА «БЕСХОЗНОЕ ИМУЩЕСТВО» *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные проблемные вопросы, затрагивающие аспекты правового положения линейных объектов электросетевого хозяйства, имеющих статус (бесхозные). Особое внимание акцентируется на определении правового регулирования объектов бесхозного энергохозяйства.   

Ключевые слова:
бесхозное энергохозяйство, сетевая организация, ГК РФ, правовое положение.   


На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос в отношении Бесхозного энергохозяйства.Директор Фонда энергетического развития Сергей Сергеевич Пикин по вопросу бесхозных энергообъектов говорит: - "В большинстве случаев это сильно изношенные сети в аварийном состоянии. При этом чаще всего к ним подключены жилые дома и дачные участки, обыкновенные людей. В случае возникновения нештатной ситуации положение становится катастрофическим. Однако проблема носит не только социальный характер. Сбои в бесхозяйных сетях разрушают целостность региональных энергосистем, ведут к снижению качества электроснабжения, росту потерь"… "Передача бесхозяйных энергообъектов сетевой компании означает появление собственника, который будет отвечать за содержание этой инфраструктуры. Однако необходимо понимать, что обслуживание и модернизация таких объектов потребуют дополнительных средств. Практическое решение будет зависеть от регулятора", – добавляет Сергей Пикин. Приведение принятых в собственность объектов в нормативное состояние – одна из первоочередных задач, отмечает эксперт. Как пояснили в "Россетях", после оформления на баланс проводится детальный анализ инфраструктуры, чтобы выработать комплекс первоочередных мер.Консолидация бесхозяйных электрических сетей может быть завершена в ближайшие 3-5 лет, однако для этого нужна помощь региональных властей, отметил замглавы Минэнерго РФ Евгений Грабчак в эфире телеканала «Россия 1».Соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В свою очередь, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть те объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 статьи 130 ГК РФ). Согласно стати 133.1 ГК РФ, Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, «может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов…», либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь[1].К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.Линейные объекты электросетевого хозяйства, как правило, относят к единому недвижимому комплексу в силу их использования по единому назначению – данное Определение дано Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ от 04.10.2018 N 69-АПГ18-5. В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно внесенным изменениям в ГК РФ, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них[1].Пункт 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, устанавливает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к Порядку N 931)[3]:- органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; Не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав он принимает решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункты 8, 9 Порядка N 931)[3].Соответственно, с момента принятия на учет бесхозяйных линейных объектов электросетевого хозяйства (с момента внесения сведений в ЕГРН) орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения) отвечает за принятое на учет имущество.Однако, как следует, из судебной практики, и до этого момента на данный орган может быть возложена ответственность за такой объект.Дело в том, что по смыслу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является недвижимая вещь, не имеющая собственника, вне зависимости от постановки ее на учет в качестве бесхозяйной.Вышеизложенные выводы, демонстрируют лишь один из сложившихся подходов в отношении ответственности за эксплуатирование бесхозяйных электрических сетей.На мой субъективный взгляд, работника отрасли энергоснабжения по состоянию на сегодняшний день ситуация с «Бесхозом» в большинстве случаев развивается по иному сценарию. Так, суды на основании анализа норм действующего законодательства приходят к выводу о том, что эксплуатацией бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства занимаются субъекты электроэнергетики (сетевые организации). Они же несут бремя содержания данных объектов (вне зависимости от оформления местными органами прав на бесхозяйные энергетические сети или передачи их сетевым организациям на обслуживание) и получают выгоду от их эксплуатации. Получается, факту постановки на учет бесхозяйных объектов энергетического хозяйства не придается определяющего правового значения.В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены[2].В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов[2].Бесхозяйны энергетические сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией посредством бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства является законным основанием пользования этим имуществом.Бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Суды, придерживаясь изложенного подхода, освобождают органы местного самоуправления от обязанности нести издержки, связанные с бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, и не считают необходимым накладывать на них обязанность по принятию мер к постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. Ответственность и издержки по эксплуатации бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее эти объекты, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких объектов и получает выгоду от их эксплуатации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Анненкова И.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ОТСУТСТВИИ УСТАНОВЛЕННОГО СОБСТВЕННИКА «БЕСХОЗНОЕ ИМУЩЕСТВО» // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 177 - 183. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10596 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10596



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.