'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (68) том 1
  4. Научная статья № 24

Просмотры  33 просмотров

Анненкова И.А.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные нормативно-правовые условия, затрагивающие аспекты правового положения заключения договора энергоснабжения. Особое внимание акцентируется на нормативных актах применительно к договору энергоснабжения, заключенного между гарантирующим поставщиком и потребителем.   

Ключевые слова:
гарантирующий поставщик, электрическая энергия, сетевая организация, ГК РФ, договор энергоснабжения, правовое положение.   


Участниками отношений в энергоснабжении являются: энергоснабжающая организация, гарантирующий поставщик, сетевая организация, абонент. При этом в законодательстве и в цивилистике отсутствуют четкие аспекты разграничения данных субъектов.Общий порядок заключения гражданско-правовых договоров определен в гл. 28 ГК РФ. В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто согласие по всем значимым условиям. Для гражданина бытового потребителя в соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ договор энергоснабжения считается заключенным с момента его первого фактического подключения в законодательно установленном порядке к присоединенной сети. При этом процесс технологического присоединения однократен, если устройства энергопотребления уже были присоединены, то вторичное технологическое присоединение не требуется. Следовательно, в данном случае потребитель заключает договор присоединения[1]. В силу общих правил, установленных в п. 1 ст. 161 и п. 1 ст. 434 ГК РФ, заключение договора энергоснабжения происходит в простой письменной форме. В частности, в соответствии с п. 33 Постановления Правительства РФ «О функционировании розничных рынков электрической энергии» Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом. В обязанность гарантирующего поставщика входит размещение разработанных форм договора энергоснабжения на своем сайте в свободном доступе сети «Интернет», а также их передача в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы РФ[4].По общим правилам для заключения любого договора одна сторона должна направить соответствующее предложение другой. В ходе заключения такого договора стороны должны согласовать все существенные условия и соблюсти требования к его форме (п. п. 1, 2 ст. 432 ГК РФ).Однако в отношении договора энергоснабжения в параграфе 6 гл. 30 ГК РФ предусмотрены общие особенности:- договор с абонентом заключается при условии, что у него есть необходимое оборудование, в том числе энергопринимающее устройство, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации. Кроме того, должен быть обеспечен учет потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ)[1];- если абонентом является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ);- если хотя бы одна из сторон до окончания срока действия договора предложила заключить новый договор, отношения сторон продолжают регулируются ранее заключенным договором до заключения нового договора согласно (п. 3 ст. 540 ГК РФ). Это связано с тем, что процедура заключения нового договора может оказаться небыстрой, при этом после истечения срока старого договора, но до заключения нового абонент может продолжать пользоваться энергией[1].Конкретные действия сторон и срок заключения договора положениями Гражданского кодекса РФ об энергоснабжении не предусмотрены. Это регулируется в специальных правовых актах, в частности применительно к электро - и теплоснабжению.Специальные нормы правового регулирование процедуры заключения договора энергоснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком осуществляется в настоящее время на основании положений, содержащихся в разделе 3 Постановления Правительства РФ о функционировании розничных рынков электроэнергии[4].В соответствии с п. 34 Постановления лицо, которое намеревается заключить договор энергоснабжения, направляет гарантирующему поставщику заявку, где указывает планируемый объем потребления электроэнергии и прилагает пакет необходимых документов: подписанный проект договора, правоустанавливающие документы, свидетельство о государственной регистрации права собственности.В течение 30 дней, начиная со дня получения заявления о заключении договора, если заявитель не представил проект договора и при этом нет оснований для отказа в заключении, гарантирующий поставщик направляет заявителю, подписанный им проект договора (п. 39)[4].Если заявитель не согласен с условиями, которые содержатся в проекте договора, он вправе направить контрагенту протокол разногласий, в свою очередь гарантирующий поставщик должен предпринять меры, направленные на урегулирование возникших разногласий. В случае отказа, внесении изменений в проект договора, уведомить об отказе с обоснованием причин такого отказа, заявитель в свою очередь вправе обжаловать данный отказ в суде».Следовательно, предусмотренную процедуру заключения договора энергоснабжения нельзя квалифицировать как отличную от общего порядка заключения гражданско-правовых договоров, которая предусмотрена нормами статей 435, 438 и 445 ГК РФ.Ввиду того, что договор энергоснабжения относится к публичным в случае возникновении спора предметом которого, являются условия договора, суды должны исходить из принципа недискриминационности, который установлен Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. Условия публичного договора, включая условие о цене должны быть едиными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законы и иные нормативные акты допускают предоставление льгот отдельным категориям потребителей[5].В случае если договор энергоснабжения квалифицируется как незаключенный, а потребление энергия при этом осуществляется, наступают правовые последствия, которые установлены гл. 60 ГК РФ «Обязательства, наступающие вследствие неосновательного обогащения», однако, в связи с тем, что потребленную энергию вернуть невозможен, должна быть возмещена ее фактическая стоимость.Выявив факт бездоговорного подключения, энергоснабжающая организация может в одностороннем порядке лично или дав указание сетевой организации отключить абонента от энергосети, прекратив подачу энергии, если отключение не запрещено законодательством[4]. Особым случаем, является ситуация, когда договор энергоснабжения не заключен, однако энергоснабжающая организация, несмотря на отсутствие заключенного договора, не вправе отключить фактическую подачу энергии потребителям. Представляется, что и в этом случае должны применяться нормы гл. 60 ГК РФ. В юридической науке, как и в законодательстве, отсутствуют единые подходы к пониманию существенных условий договоров, заключаемых в сфере электроэнергетики.В окончательном разрешении нуждается вопрос о применении общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и специального законодательства, регулирующего договорные отношения в электроэнергетике.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Анненкова И.А. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ // Вестник науки №11 (68) том 1. С. 164 - 169. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10594 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10594



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.