'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 113

Просмотры  93 просмотров

Абдумуталова М.М.

  


СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ:ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ *

  


Аннотация:
симуляционное обучение предоставляет ряд образовательных инструментов, которые все чаще включаются в учебные программы в неотложной медицине [1]. В нынешнее время с развитием высокотехнологичной медицины все большее число компьютерных симуляторов, манекенов высокой точности и тренажеров виртуальной реальности. А это в свою очередь повышает качество оказания медицинских услуг. Качество медицинской помощи и качество жизни пациентов стоят в основе оценки профессиональной деятельности специалистов и учреждений, а также здравоохранения в целом.   

Ключевые слова:
симуляционное обучение, симуляционный центр, симуляционный тренинг, формирование практических компетенций.   


Актуальность. В настоящее время симуляционное обучение стало обязательным компонентом в профессиональной подготовке. Используя модель профессиональной деятельности, предоставляется возможность каждому обучающемуся освоить профессиональные навыки в соответствии с профессиональными стандартами иили порядками (правилами) оказания медицинской помощи. При прохождении клинических дисциплин, в том числе аккредитации не всегда присутствует возможность полноценного разбора каждого из курируемых больных и контроль преподавателя за качеством выполнения студентом объективного обследования пациента. В реальной клинике эта проблема усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными, отсутствием практических навыков и вынужденной работой в группе. Накоплен большой мировой опыт, подтверждающий эффективность и необходимость применения симуляционных технологий в образовательной деятельности. К примеру, в США количество резидентур резко увеличилось с использованием симуляционного обучения - за 5 лет с 2003 по 2008 г.Симуляционные методики глубоко вошли в систему медицинского образования и стали неотъемлемой частью подготовки кадров в здравоохранении. В большинстве образовательных учреждений появились новые структурные подразделения – симуляционно-аттестационные центры.В начале 2012 г. была создана общероссийская общественная организация “Российское общество симуляционного обучения в медицине” (РОСОМЕД). РОСОМЕД - это общество энтузиастов и единомышленников, которое способствует внедрению в медицинское образование и практическое здравоохранение симуляционных технологий для приобретения навыков и умений, проведения сертификации и аттестации, выполнения научных исследований и испытаний медицинской техники и технологий без риска для пациентов. За короткий период времени общество РОСОМЕД стало организатором крупных общероссийских конференций с международным участием, были начаты и успешно реализованы совместные с ведущими мировыми и отечественными производителями разработки симуляционного оборудования, коллективом авторов было написано первое отечественное руководство “Симуляционное обучение в медицине”. Сейчас в России организовано более 70 площадок с симуляционными центрами, в которых будущие врачи отрабатывают практические навыки. В Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) 14 октября 2020г. открылся Центр аккредитации и симуляционного обучения Марийского государственного университета, представляющий собой многопрофильное подразделение, созданное в целях симуляционного обучения студентов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Фармация», а также аккредитации врачебного персонала. В центре существуют такие станции как «Сердечно-легочная реанимация», «Неотложная помощь», «Фармацевтическое консультирование потребителей», «Физикальные навыки и ЭКГ». Благодаря работе Центра аккредитации и симуляционного обучения МарГУ, врачи и провизоры могут пройти тестирование и закрепить свои навыки в контексте непрерывного обучения, а студенты – отработать до автоматизма необходимые для осуществления высококлассной профессиональной деятельности умения. Цель исследования: Целью данного исследования является анализ применяемых образовательных технологий в преподавании медицинских дисциплин, внедрение в программу обучения медицинских вузов современных симуляционных технологий. В быстро прогрессирующем мире медицины к качеству оказываемой первой помощи предъявляются повышенные требования, и, как следствие, уровень профессиональных компетенций, получаемых обучающимися в высших образовательных учреждениях, должен быть на высоком уровне технических и нетехнических (в том числе коммуникационных) навыков.Результаты исследования и их обсуждение. В рамках данного научного исследования был проведен социологический опрос путем анкетирования 40 выпускников 2021 г Медицинского института. Выпускникам было предложено ответить на 15 вопросов (некоторые из них представлены ниже), знания практических навыков оценивали по пятибалльной шкале:-оцените возможность практической иллюстрации клинических ситуаций при неотложных состояниях; -оцените качество обратной связи между учащимся и педагогом в познавательном процессе; -оцените качество ресурсов Симуляционного центра, предназначенного для отработки теоритических знаний;-какие преимущества симуляционного треннига в процессе обучения -оцените эффективность учебного процесса на тренажерах;?Результаты проведенного социологического опроса только подтверждают актуальность данной статьи: 37 % из них оценивают свои знания практических навыков как хорошие; недостаточный уровень развития навыков (в том числе коммуникационных) - 23 % опрошенных; более 40% затрудняются оценить свой уровень знании в медицинской практике.Исходя из результатов проведенного исследования, становится ясно, что современное медицинское знание должно содержать актуализированный учебный материал, новые технологические достижения в области здравоохранения, максимальное приближение образовательной среды к реальным условиям, непрерывную обратную связь между студентом и преподавателем, возможность наглядности всего многообразия клинических ситуаций. Ведь наличие психологических барьеров у студентов, при выполнении как инвазивных, так и неинвазивных процедур, приводят к тому, что они избегают самостоятельного их выполнения. Данные психологические барьеры практически исчезают, если данные действия уже были отработаны на тренажерах пациента. Кроме того, симуляционное обучение позволяет проводить реальную детальную педагогическую аттестацию и давать объективную оценку достигнутого уровня мастерства, что в свою очередь предоставляет широкие возможности для аттестации и аккредитации медицинских специалистов. Заключение. Таким образом, навыки будущие специалисты должны приобретать в высокотехнологичных симуляционных центрах до того, как подойдут к реальным пациентам в медицинских организациях. Этот не только ограничит пациентов от возможных ошибок студентов, но и обезопасит самих студентов от негативной реакции пациентов и их родственников, поведение которых в отношение обучающихся порою может иметь крайне отрицательный характер. Также в условиях симуляционного центра можно освоить, отработать и наработать не только манипуляционные навыки, но и командное взаимодействие.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Абдумуталова М.М. СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ:ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 739 - 745. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10566 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10566



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.