'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 95

Просмотры  133 просмотров

Ларченко В.А.

  


ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье мы рассмотрим основные факторы, влияющие на возникновение нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста. Изучим существующие виды отклонений опорно-двигательного аппарата, причины их возникновения, использование таких нетрадиционных оздоровительных технологий в процессе коррекции осанки как: выполнение статических упражнений, дыхательные практики, слэклайн. А также приведем примеры конкретных упражнении, при выполнении которых можно улучшить свою осанку.   

Ключевые слова:
физическая культура, нетрадиционные методы лечения, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, коррекция, хатха-йога, слэклайн, фитбол, гимнастика.   


В последнее время увеличилось количество зафиксированных случаев отклонений в костно-мышечной системе у детей дошкольного и школьного возраста. Главным образом, это проявляется в виде нарушения осанки. Основными факторами, влияющими на возникновение данной тенденции, являются: патологии, возникшие при рождении, травмы позвоночника, слабо развитые мышцы спины, малоподвижный образ жизни, неправильное положение тела при выполнении сидячей работы и т.д. Многие врачебные специалисты утверждают, что самый эффективный метод проведения профилактических мер и коррекции осанки – выполнение физических упражнений. Это доказано как с теоретической точки зрения, так и на примере многолетней практики.Правильная осанка формируется при соблюдение определенных правил. Тело человека должно находиться в прямом положении, голова немного приподнята, расправлены плечи и собран живот [1, с. 32]. По данным критериям можно выявить нарушение осанки, а затем причины, которые определят причины возникших отклонений. Самая часто встречаемая причина отклонений, приводящая к искривлению позвоночника - слабые мышцы позвоночника, прямых и боковых мышц живота. Они активнее всего влияют на опорно-двигательную систему. Также существует еще один способ первичного контроля за правильностью осанки, который можно реализовать в домашних условиях. Ребенку нужно встать у стены, а родитель должен внимательно посмотреть, в каком положении находится тело, голова, лопатки, ягодицы и т.д. Если вся спина касается поверхности стены, либо ягодицы не соприкасаются с ней, значит имеются отклонения и нарушения в опорно-двигательном аппарате. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, который осмотрит ребенка и даст точный диагноз.Существует множество видов проявления нарушения осанки у детей. К ним относятся: сколиоз, лордоз, кифоз.Сколиоз – боковое искривление позвоночника по отношению к плоской части позвоночного столба. Развитие и отсутствие лечения данного нарушения ведет к возникновение деформационных процессов грудной клетки, ассиметричному расположению костей таза и других видов конечностей [3, с. 10]. Лордоз представляет собой искривление позвоночника, когда вперед выдвигается поясничный отдел. Это проявляется у детей в виде выпяченного живота и выдвинутой вперед голове. Кифоз отличается от лордоза тем, что поясничный отдел выдвигается не вперед, а назад, и является, так называемой, сутулостью на начальной стадии развития отклонения. Может приводить к расстройству кровообращения и дыхания.Достаточно часто для предупреждения развития отклонений или коррекции осанки используют нетрадиционные методы лечения. Основным из них является хатха-йога – система психофизического лечения, которая сформировалась в Древней Индии в X-XI веке и включает в себя две части: статическую (асана) и дыхательные практики (пранаяма). Асана означает принятие устойчивой позы, при выполнении которой задействуются мышцы, которые редко задействуются в обычной жизни, изменяется давление полостей тела и происходит воздействие на внутренние органы тела [4, с. 55]. Пранаяма представляет собой контроль за дыханием, а упражнения включают в себя долгий и глубокий вдох, выдох, после чего происходит небольшая пауза. Есть подобранные упражнения для детей из данной йоги, которые не вызовут дополнительных нагрузок, слишком сильного напряжения и помогут укрепить позвоночник.Для того, чтобы школьнику начать делать упражнения из хатха-йоги, ему необходимо выбрать место. Выбирать нужно в зависимости от собственного желания и погодных условий. Лучше всего проводить физические упражнения на открытом воздухе и в теплую погоду. Если же на улице температура минусовая и сильный, холодный ветер, то стоит выбрать просторное помещение для проведения йоги. Чтобы подготовить место для выполнения упражнений, необходимо все привести в порядок: подмести полы, протереть пыль и проветрить комнату. Некоторые упражнения в хатха-йоге выполняются на полу, поэтому нужно при себе иметь специальный коврик или сложить в несколько раз плотное одеяло, которое можно подстелить под себя.Основные упражнения из части асана необходимо выполнять в статике на протяжении 10-30 секунд, в зависимости от физической возможности ребенка дошкольного и школьного возраста. Первое упражнение - ноги на ширине плеч, обе руки подняты вверх, корпус прямой и наклонен немного в бок. Второе упражнение – «ласточка»: корпус наклонен вперед, одна нога поднята параллельно туловищу, руки прижаты к себе. Третье упражнение – статическое приседание: ноги на ширине плеч, колени согнуты и корпус наклонен чуть вперед. В четвертом упражнении необходимо сесть на пол, раздвинуть ноги и правой рукой потянуться к правой пятке, а левой рукой к левой пятке, корпус должен быть прямым и немного наклонен вперед. Пятое упражнение - лечь на пол животом вниз, оторвать руки и ноги от пола.Дополняют данный комплекс упражнений дыхательные практики. Промежуток времени после приема пищи должен составлять как минимум 40 минут. Существуют разные виды техник. Например, для того, чтобы провести очистительное дыхание, нужно сесть на пол, скрестить ноги, держать спину прямо, сделать плавный вдох и резкий выдох, напрягая мышцы живота. После этого нужно их расслабить и снова сделать вдох. Количество циклов (повторений) в данной технике может доходить до 15. Также существует техника диафрагменного дыхания. Необходимо также сесть на коврик, принять тоже положение, что и в технике очистительного дыхания. Затем сделать плавный вдох, втянуть и напрячь мышцы живота, и такой же плавный выдох, расслабляя живот. Время выполнения составляет 30-40 секунд. Данные упражнения направлены на очищение дыхательных путей, укрепление мышц живота, что является профилактикой возникновения нарушений осанки и появления кифоза или лордоза у ребенка [2, с.76].Также качественным, но еще менее популярным методом коррекции опорно-двигательного аппарата детей является использование слэклайна. Данный термин относится к эквилибристике, которая представляет собой группу определённых упражнений, где необходимо сохранять равновесие в определённых положениях. Слэклайн – хождение человека на высоте около 20 см. на подвешенной стропе, ширина которой составляет 5 см. Такое упражнение относится к технике ЛФК и помогает восстановить правильное положение тела. Благодаря тому, что ребенок в моменте старается поймать равновесие и нервные окончания подают необходимые импульсы, все мышцы выпрямляются, напрягаются, вестибулярный аппарат тоже задействуется и тело само принимает симметричное положение. Эффект от таких тренировок может быть достигнут как спустя месяц занятий, так и спустя четыре. Но в любом случае положительный результат обязательно будет заметен. Как это было у 15 детей, которые уже опробовали на себе данный способ лечения.В заключение можно сделать вывод, что искривление позвоночника является настоящей проблемой современных детей дошкольного и школьного возраста. Необходимо постоянно проверять состояние костно-мышечной системы и проводить профилактические меры для предупреждения возможных отклонений. Лучше всего в этом может помочь регулярное выполнение физических упражнений. Для коррекции осанки могут быть использованы нетрадиционные методы лечения, например, хатха-йога, которая включает в себя выполнение дыхательных упражнений и статических техник. Также недавно открытым эффективным методом лечения опорно-двигательного аппарата детей является слэклайн, который помогает воссоздать мышечную симметрию при удержании равновесия на стропе. Данные метод коррекции не особо развиты в России, хотя имеют уникальный опыт для совершенствования физического воспитания в нашей стране. При выполнении данных практических упражнений, можно добиться видимого результата в течении нескольких месяцев.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Ларченко В.А. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 608 - 613. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10548 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10548



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.