'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 91

Просмотры  34 просмотров

Юров А.В.

  


РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РЕАБИЛИТАЦИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ, УЧАСТВОВАВШИХ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ *

  


Аннотация:
в материале изложены сравнительные подходы к реабилитации, социальной интеграции, обучения для лиц, участвовавших в вооруженных конфликтах на примере: ветеранов ВОВ, ветеранов афганского конфликта, участников и ветеранов СВО на Украине. Приведены историческая оценка и сравнительный анализ.   

Ключевые слова:
реабилитация, социальная интеграция, вооруженные конфликты, ветераны.   


Вооруженные конфликты – это неотъемлемая часть человеческого бытия. С древнейших времён и по сегодняшний день военные конфликты вовлекают в свою «центрифугу» огромное количество людей. Все войны и конфликты рано или поздно заканчиваются и встаёт самый наиактуальнейший вопрос: как вернуть эти выпавшие из социального общества частицы на своё место? Научно подтверждено, что вернувшиеся участники вооруженных конфликтов имеют неизлечимую психологическую травму, длительное нахождение в зоне военных действий приводит к полной социальной дезориентации. Оружие в руках с риском для жизни заставляет пребывать в состоянии постоянного стресса, который приводит к необратимым посттравматическим последствиям, которые невозможно вылечить, а только купировать степень внешнего проявления. Несмотря на то, что в обществе достаточно развиты и «привиты» постулаты уважения к защитникам родины, которые воспитываются с малых лет, интеграция последних после возвращения с театра боевых действий – невероятно сложная задача с множеством неизвестных.Если проецировать данную проблему на период течения ВОВ (1941-1945 гг.) и на послевоенный период ВОВ, то с уверенностью можно сказать, что данная проблема стала основополагающей задачей государства. Учитывая массовость участников войны, их интеграция и возвращение к экономической и социальной функциональности было необходимым для восстановления экономики и жизнедеятельности государства после войны. 06 мая 1942 г. было принято Постановление «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». Теперь вопросы трудового устройства инвалидов войны по своей значимости были поставлены на один уровень с определением самой инвалидности. Следует отметить, что трудоустройство отныне не только акт направления инвалидов на работу, а целый комплекс мероприятий по подготовке и вовлечению инвалидов в трудовую деятельность. Основной целью этого комплекса государственных и общественных мероприятий было обеспечение инвалидам участия в общественно-полезном труде, при условии сохранения их здоровья для поддержания функциональности, соответствия и/или повышения квалификации. Немаловажным фактором также являлось рациональное использование труда инвалидов войны. При рассмотрении вопроса о применении труда инвалидов врачи-эксперты, профсоюзные организации и работники органов социального обеспечения исходили из совокупности факторов, чтобы правильно подобранный вектор организации труда содействовал восстановлению нарушенных, а также замещению утраченных функций и способствовал максимальной интеграции в социальное общество. Постоянный стресс и психологическая перегрузка привела к тому, что в первые послевоенные годы среди участников войны была очень большая смертность. В конце ВОВ среди демобилизованных из армии по состоянию здоровья инвалидами было признано два миллиона человек. Можно с уверенностью сказать, что именно инвалиды были наиболее уязвимы и многим больше, чем другие бывшие фронтовики, нуждались не только в медицинской помощи, но и в психологической поддержке для последующего возращения к экономической функциональности. Из-за большой потери трудоспособного населения за время ВОВ, у государства образовался огромный дефицит рабочей силы, и интеграция бывших фронтовиков в новые реалии послевоенной жизни стала государственной необходимостью. Экономический подъём СССР в послевоенные годы, вероятно может свидетельствовать об эффективности разработанных программ реабилитации и социальной интеграции и их применения. Если обратиться к военному конфликту в Афганистане (1979-1989 гг.), то отношение "государственной машины" к участникам данного вооружённого конфликта кардинальным образом отличается от принципов применения государственного участия в реабилитации и последующего возвращения к мирной жизни по сравнению с участниками ВОВ. Так называемая "афганская война" совпала с периодом социальных перемен, что, несомненно, повлияло на отношение государства и общества к участникам этого конфликта. Общественное мнение за период начала и конца конфликта существенным образом претерпело изменение. На начало конфликта общественное мнение на постулатах патриотизма принимало участников "афганской войны" как героев и защитников отечества, но уже к концу конфликта общественное мнение "развернулось" уже в противоположную сторону, так как обществу стали не совсем понятны причины участия в данном вооружённом конфликте и конечные цели этого участия. За десятилетие этого конфликта общество выбрало курс на развитие демократических принципов, активно выражалось несогласие с политикой государства и, соответственно, участники вооруженного конфликта, так называемые "афганцы", стали рассматриваться как безвольные марионетки государственной машины. Но какой у военных был выбор? Есть присяга, значит должны исполнять свой воинский долг. В результате этих социальных противоречий, вернувшиеся из зоны конфликта "афганцы" были фактически оставлены государством с минимальным уровнем социальной поддержки. Ни о каких масштабных программах реабилитации и социальной интеграции речи не велось, отсюда и возникли различные объединения "ветеранов Афгана", которые своими силами поддерживали своих бывших сослуживцев. Невнимание государства к людям, которые "победили" смерть, имеют психологическую травму и эмоциональную неустойчивость негативно сказывается на интеграции последних в социум, и делает их опасными для окружающих в моменты неконтролируемых психосоматических состояний. Полагаю, что государство предпочло "забыть" об этих людях, считая стандартные выплаты и социальные гарантии в рамках действующего законодательства достаточными мерами. С момента «афганской войны» в России произошло много социальных, экономических, политический и других значимых изменений. К сожалению, военные конфликты имеют место быть и сегодня. На сегодняшний день вооруженные силы РФ проводят специальную военную операцию (СВО) на Украине. Задействовано большое количество военных, применяющих оружие по всем канонам военной науки. Несмотря на то, что в сегодняшних реалиях использование технических средств ведения боевых действий превалирует, не стоит забывать, что управляют техникой по-прежнему люди. Как и много лет назад, участники боевых действий рискуют своими жизнями, находятся в постоянном напряжении и стрессе, получают психологическую травму. Стоит отметить, что СВО – это уникальная в своём роде военная операция, которая подобно живому организму меняется и приспосабливается к изменению обстановки. Несмотря на то, что СВО не закончена, из-за интенсивности боевых действий некоторое количество, демобилизованных по различным основаниям уже имеется. Стоит обратить внимание, что в настоящее время в РФ отсутствует единый законодательный акт по оказанию гражданам психологической помощи, правовое регулирование данного вопрос осуществляется на уровне отраслевых законов и подзаконных актов. В сегодняшней России государство принимает очень активное участие в социальной реабилитации участников СВО. По распоряжению президента была создана рабочая группа по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей. Рабочая группа по вопросам СВО разработала концепцию комплексной реабилитации участников СВО. Комплексная реабилитация участников СВО включает в себя медицинское, психологическое, юридическое сопровождение и, что самое немаловажное - оказание содействия в трудоустройстве. Создание государственного фонда «Защитники Отечества» направлено на оказание государственных услуг в режиме «одного окна». Реабилитация каждого участника проводится по определенной программе. План-программа медицинского восстановления закрепляется в индивидуальном реабилитационном листе, который предоставляется в электронном виде для облегчения доступа всех задействованных лиц. Программа направлена на помощь ветерану СВО к адаптации в «новой» жизни, возможности вернуться к работе, а также бесплатно получить необходимые технические средства. Для координации и выбора правильного маршрута программы каждому обратившемуся ветерану СВО предоставляется индивидуальный «закреплённый» социальный координатор. Особенности разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов вследствие военной травмы:Медицинская реабилитация осуществляется в три этапа. Первый этап медицинской реабилитации осуществляется в структурных подразделениях медицинской организации, оказывающей специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в стационарных условиях. Второй этап медицинской реабилитации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется в стационарных условиях в отделении медицинской реабилитации, созданных в медицинских организациях, в том числе в центрах медицинской реабилитации, санаторно-курортных организациях. Третий этап медицинской реабилитации осуществляется при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара, в том числе в центрах медицинской реабилитации, санаторно-курортных организациях.По распоряжению Президента РФ реабилитационные центры для военнослужащих – участников специальной военной операции (СВО) на Украине должны появиться в каждом регионе России, их предлагается назвать ZOV.Подводя итоги вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что государственная машина и каждый отдельный гражданин - это две неотъемлемые части друг друга. Проявление уважения к друг другу, двухсторонняя помощь и поддержка - залог прочного фундамента для экономического развития и повышения благосостояния будущих поколений. Качественные сдвиги в социальной поддержке граждан ощутимы, но нет предела совершенству. Насколько качественно разработаны и применяются программы реабилитации и социальной адаптации участников вооруженных конфликтов покажет время.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Юров А.В. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РЕАБИЛИТАЦИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ, УЧАСТВОВАВШИХ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 583 - 589. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10544 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10544



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.