'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 88

Просмотры  27 просмотров

Стог Е.В.

  


БОРИС ДУБОССАРСКИЙ. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные биографические и творческие этапы жизни композитора и скрипача Бориса Дубоссарского.   

Ключевые слова:
биография, творческое наследие, композиторы Молдовы, выдающиеся скрипачи Молдовы.   


УДК 787.2

Стог Е.В. 

преподаватель кафедры «Оркестровые струнные инструменты»

ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств

им. А.Г. Рубинштейна»

(г. Тирасполь, Молдова)

 

БОРИС ДУБОССАРСКИЙ.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ВКЛАД В РАЗВИТИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются основные биографические и творческие этапы жизни композитора и скрипача Бориса Дубоссарского. 

 

Ключевые слова: биография, творческое наследие, композиторы Молдовы, выдающиеся скрипачи Молдовы. 

 

Сложно переоценить музыкальное наследие, которое оставил наш соотечественник Борис Семёнович Дубоссарский – композитор, альтист и скрипач.

 Борис Дубоссарский родился в городе Бендеры. 3 февраля 1947 года в скромной рабочей еврейской семье родился сын, который в последствии пополнил ряды выдающихся композиторов Молдовы. Отец Бориса Семёновича был шофёром, мать – музыкальным работником, которая уже в раннем детстве обнаружила и развивала музыкальные способности сына. Так, в шестилетнем возрасте маленького Бориса приняли в класс скрипки в Бендерскую музыкальную школу №1, где он начал проявлять интерес к игре на фортепиано.

В 1961 году талантливый музыкант приезжает в город Кишинёв, где продолжает свой музыкальный путь в музыкальном училище им. Штефана Няги. По классу скрипки он обучается у Л.Бачинина, а также совмещает занятия в классе композиции у молодой Златы Ткач, первой в Молдове женщины-композитором.

В 1965 году, после успешного окончания музыкального училища Борис Дубоссарский поступает в Академию Музыки имени Г.Музическу, которая на тот момент именовалась Институтом Искусств. В консерватории по классу скрипки он обучается у ученика известного Давида Ойстраха, одного из лучшего скрипача республики А. Каушанского. Параллельно продолжает занятия композицией у одного из ведущего композитора Молдовы В.Загорского.

Молодой перспективный скрипач не мог был остаться незамеченным в музыкальных кругах города и был приглашён на работу в оркестр Гостелерадио Молдовы и в последствии занимал должность солиста струнного квартета, который выступал с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Ереване и многих других городах.

Важное место в становлении композитора занимает его вклад в создание и развитие «Еврейского народного музыкально-драматического театра» при Кишинёвском Доме молодёжи. В течение 5 лет, с 1966 по 1971 года, был артистом оркестра и выступал в качестве дирижёра, где впервые взялся за музыкальное оформление спектаклей. Неудивительно, что его успешная работа была замечена на театральных конкурсах и была удостоена звания «Лучшая работа для детей». К этому времени он делал первые композиторские шаги – музыка к спектаклям «Зямка Копач» и «Гершеле Острополер» - успешно исполнялись в театре.

 Борис Семёнович внёс неоценимый вклад в возрождение еврейской музыки в Молдове. Им созданы оригинальные аранжировки таких народных еврейских песен как «Бин их мир а шнайдэрл» (Я — портняжка), «Мэхутоним гейен» (Сваты идут), «Фрайтик ойф дэр нахт», «Хайнт из Пурим, бридер» (Сегодня Пурим, братья), гениальные аранжировки песен на стихи знаменитых еврейских поэтов — жертв сталинского режима – Давида Гофштейна и Ицика Фефера «Ин винтэр фарнахтн» и «Крэницэ». Но наиболее весомым вкладом стали произведения камерного жанра – два Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, которые посвящены творчеству Аврома Гольдфадена. Со дня премьеры, это произведение с неизменным успехом исполняется в лучших концертных залах Кишинёва и других городах.

 В 1968 году Борис Дубоссарский окончил Молдавский государственный институт искусств Г.Музическу по классу скрипки. В 1973 году дипломной работой по классу композиции был Первый скрипичный концерт. Во время обучения, Борис Семёнович проявляет большой интерес к симфонической музыке. Так возникла его «Симфоническая сюита» в 4-х частях (1971), Кантата «Желание» на стихи А.Бусуйока для хора и оркестра (1972) и Концерт для скрипки с оркестром (1973). Обогатила творчество композитора его работа в струнном квартете Гостелерадио – в нём музыкант вырос в подлинного мастера ансамблевой игры. По словам композитора, в произведениях камерных жанров его привлекает свобода самовыражения[6]. К этому времени им было написано два Струнных квартета (1972 и 1978), Соната для фортепиано (1971), Соната для виолончели соло (1973), Каприччио для скрипки и валторны (1974), Квинтет для цимбал и струнного оркестра (1975). Из под его пера выходит великое множество хоровых, камерно-вокальных опусов, музыки к спектаклям и постановкам.

 В 1975 году назначен членом Союза композиторов СССР и МССР. Не смотря на достижения, критики 70–80 годах прошлого века, находили «родимые пятна» влияния творчества Шостаковича в произведениях разных жанров Бориса Дубоссарского, фактически отказывая ему в формировании собственного стиля. Однако, ряд исследований творчества композитора в первые десятилетия текущего века, значительно корректируют прежние оценочные суждения, показывая, что уже в произведениях 80-х годах отчетливо проявились важнейшие стилевые константы: романтические параметры экспрессии, своеобразная трактовка принципа монотематизма, полиэлементная структура тематизма, характерные особенности драматургии сочинений[1].

С 1986 года Борис Семёнович преподаёт в Академии музыки, театра и изобразительных искусств Республики Молдова. Многие из его учеников стали победителями международных конкурсов молодых исполнителей в Молдове, Казахстане, Болгарии, Швейцарии, Беларуси. С 1993 года является доцентом, а с 2008 года – профессором кафедры «Струнные инструменты» Академии Музыки, Театра и Изобразительного Искусства г. Кишинёв. Профессор обучил несколько поколений молодых музыкантов не только скрипачей и альтистов, но и композиторов. Наиболее известные из них – скрипачи И. Гырнец и Л.Гаврилица – лауреаты международных конкурсов, концертмейстеры камерного оркестра С.Танас и В.Буфтик. Среди его учеников композиторов - популярный эстрадник Ливиу Штирбу и авангардист Владимир Беляев.

Борис Семёнович считал, что формирование личности музыканта – это большой и длительный процесс, начинающийся с обучения в детской музыкальной школе, затем в среднем звене, но самая интересная работа происходит в высшем учебном заведении, и она связана с воспитанием музыканта[6].

 Профессор был создателем и бессменным руководителем всемирно известного ансамбля «Скрипачки Молдовы», созданный из студенток молодых выпускниц Академии Музыки. Ансамбль с большим успехом гастролировал в городах Молдовы, в Европе и США.

 Композитор является автором большого количества симфонических произведений, где особый интерес вызывает симфония-поэма «Памяти Михаила Еминеску» для большого симфонического оркестра, голоса и цимбал (1980). Позднее композитор вводит в свои произведения и другие молдавские народные инструменты – флуер, най, приближает звучание скрипки к звучанию лэуты из молдавского тарафа. Область симфонической музыки представлена пятью концертами. Кроме скрипичного концерта он пишет концерты для саксофона-альта, струнного оркестра и ударных (1981), концерт для фортепиано с оркестром (1983), концерт для тромбона с оркестром (1987) и концерт для ная и струнных (1987), Концерт №2 для скрипки с оркестром (2011). Среди оркестровых сочинений Бориса Дубоссарского есть увертюры, концертные обработки, пьесы[6].

 В творчестве Бориса Дубоссарского жанр сонаты играет важную роль. В течение своей композиторской карьеры он написал две сонаты для фортепиано, Сонату для виолончели соло и для скрипки соло, Сонату для гобоя, Сонату-балладу для альта и фортепиано». «Соната-баллада для альта и фортепиано» была окончена в 1987 году. Б.Дубоссарский посвятил её своему другу, талантливому альтисту Михаилу Мулеру. Соната впервые прозвучала на одном из творческих собраний Союза композиторов Молдовы в исполнении М. Мулера и Л.Ваверко (фортепиано).

Произведения Б. Дубоссарского используются в учебном процессе музыкальных заведений, входят в число обязательных сочинений международных конкурсов, исполняются на музыкальных форумах Молдовы, России, Украины, Румынии, Эстонии, Германии. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Белых, М. Б. Дубоссарский, Violin concerto №2: романтические антитезы и их авторская транскрипция. Кишинёв, 2019.
  2. ВАРДАНЯН, А. Концерт для фортепиано с оркестром Бориса Дубоссарского: к проблеме преломления романтических принципов в музыкальной форме. Кишинёв, 2011.
  3. КОЧАРОВА, Г. Quatre tableaux pour orchestra a cordes Бориса Дубоссарского: музыкальный эксфрасис или индивидуальное художественное послание. Кишинёв,2014
  4. Столяр З. Страницы молдавской музыки,1983. Кишинёв.
  5. Пожар, С., Шишкан, К. Молдавско-русские взаимосвязи в искусстве в лицах и персоналиях (2 половина XX - начало XXIв.), 2010.Кишинёв.
  6. Газете «Истоки жизни». Интернет ресурс http://padampadam.narod.ru/jude/books/abram/statii.html
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Стог Е.В. БОРИС ДУБОССАРСКИЙ. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКИ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 554 - 559. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10541 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10541



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.