'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 87

Просмотры  26 просмотров

Имамкулиева Т.М., Мулькаманова М.А.

  


ВОПРОСЫ МИРОЗДАНИЯ В ПЕРЕПИСКЕ АВИЦЕННЫ И БИРУНИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются вопросы мироздания в переписке Авиценны и Бируни. Проведен перекрестный и сравнительный анализ формирование вопросов между Авиценны и Бируни.   

Ключевые слова:
прогрессивность воззрений, вечность мира, объективный характер природы, существование множества миров, человеческий разум.   


Средневековый научный мир проложил одновременно два моста: один на Восток - Бируни, другой на Запад - Ибн Сина.Учёный, мыслитель и врачеватель, натуралист и музыкант, математик и психолог, фармацевт и астроном, поэт Абу Али Хусейн ибн Абдулла ибн Али ибн Хасан ибн Сина является одной из великих личностей X-XI века. На западе он известен как Авиценна.Авиценна известен и не известен. Его знают, как символ великой восточной мудрости, но не знают порой конкретно, изнутри, ибо он, как отмечают исследователи прошлого и современности, являлся "носителем особой таинственной духовности".Когда произносится это имя, предстаёт образ легендарного энциклопедиста, который обладал огромным объёмом знаний и изложил их в 450-книгах, охватывающих 29 научных областей. [1]Жизнь Абу Али ибн Сины тесно связана с историей туркменского народа. За двенадцать лет жизни учёного в городах Ургенч, Мерв, Баверт, Ниса, прославившихся как центры науки Востока, он своим талантом, мудростью, опытом, фундаментальными работами оставил великое наследие будущим поколениям, сделав здесь научные открытия и создав уникальные произведения. Одним из важнейший трудов Авиценны является многотомная "Книга исцеления", "Восточная философия", куда вошли идеи и теории из области логики, математических наук, физики и метафизики, философии. Неизгладимый след в истории мировой медицинской науки оставил его гениальный труд "Канон врачебной науки", который служил в течение многих сотен лет основным пособием по медицине, не только народов Востока, но и за пределами европейских стран.Проводниками каравана науки Абу Али ибн Сины были великие личности того времени - философ, врач и математик Абул-Хайр Хаммар, авторитетный религиозный деятель и поэт Абусагыт Абулхайр - Мяне баба, великий математик Мухаммет ибн Муса аль Хорезми и др.Величайшим учёным средневекового Востока является также историк, математик, астроном, геодезист, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни, написавший около 150-ти научных работ. Прогрессивность воззрений, энциклопедическая широта научных интересов, глубина познаний, ставят его в ряду тех гигантов мысли всей времён и народов, которые во многом стояли выше и видели дальше своей эпохи. В трудах Бируни, например, по астрономии помимо широкого обобщения основ этой науки, подтверждается научная правомерность гипотезы о гелиоцентрической системе мира. В математических трудах Бируни изложены оригинальные методы алгебраических и геометрических решений и доказательств. В области минералогии учёный оставил замечательный трактат, содержащий данные о минералах и рудах, о сплавах, фаянсе, стекле. Бируни чётко противопоставлял объективные знания религиозным догматам и предрассудкам.Переписка между двумя величайшими умами, являющимися уникальными явлениями того времени, свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне эпохи, о силе и славе восемнадцатилетнего философа Ибн Сины и двадцатипятилетнего аль Бируни, уже тогда известными всему миру, об очень близких и дружественных отношениях, и сотрудничестве между ними, благодаря которым они многое сделали в науке.Образцы переписки Ибн Сины и Бируни находятся сегодня в разных городах мира. Некоторые её экземпляры вообще утеряны. По Ташкентской копии, как отмечают исследователи, Бируни обращается к Ибн Сине с десятью вопросами о книге Аристотеля "О небе", а также с восемью вопросами о книге "О физике". [2]Например, вопрос № 3 Бируни к Ибн Сине "Почему Аристотель и другие учёные учили, что сторон шесть... Ведь у шарообразного тела, например, нет сторон?"В библиографических источниках указываются также вопросы Бируни к Ибн Сине об интеллекте, бытие и философии. Обсуждались и вопросы пространства, движения, строения мира, свободного падения тел, форм небесных тел, изменения вещей, существования других миров, делимости и соединении атомов. Причём Ибн Сина выступал здесь с позиции Аристотеля, а Бируни с позиции Демокрита.В вопросе о мироздании философские взгляды Ибн Сины можно резюмировать следующим образом: "Мир существует вечно. Он постоянно движется в силу определённых законов. Все явления в нём находятся в причинной связи". Человеческий разум и чувство - силы, способные познать сущность явлений. Поэтому нужно откинуть те религиозные догматы, которые запрещают исследования истины опытным путём.Величие же Аль Бируни, как учёного, мыслителя заключается в том, что он на основе философии древних греков выработал свой собственный метод изучения природы. Он считал ю, что учёный прежде всего обязан очистить свой мозг от всего устарелого, косного, фанатичного, а затем уже приступать к исследованию, в которых надо исходить из фактов, из отдельных элементов явления, из ощущения, проверяя найденное. Фактически это было стремлением отделить науки от религии, хотя Бируни и не окончательно отбрасывал Бога в своей философской системе. Бируни говорил, что "материя выращивает из себя конкретные вещи" и не прибегал к понятию Бога - Творца. Материю мыслитель считал вечной и изменяющейся. Даже растения и животные возникли, по его мнению, в результате длительного прогресса в природе, сводимого им к жёсткой борьбе за существование.Венцом философской дискуссии этих двух уникальных умов эпохи стала идея Бируни о возможности существования множества миров при едином, общем характере их естества, но автономности их внутренних динамических комплексов. За эту мысль в XVI веке был сожжён Джордано Бруно.В целом несмотря на определённые противоречия во взглядах, Авиценна и Бируни были едины во взглядах о мироздании.Если заслуга Ибн Сины состояла в том, чтобы углубить тезис Аристотеля о вечности мира: он то и дело вступал за него в полемику, то заслуга Бируни была в другом - он в своих научных трудах твёрдо и ясно обосновывал обьективный характер природы, развитие её по своим, независящие от Бога законам. Тем самым эти два гения века сделали одно великое дело: с двух сторон нанесли сокрушительный удар по теологическому учению о мироздании.Сегодня научные труды Ибн Сины и аль Бируни представляют собой драгоценное сокровище, объединяющее прошлое с настоящим и будущим, являясь гордостью всего человечества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Имамкулиева Т.М., Мулькаманова М.А. ВОПРОСЫ МИРОЗДАНИЯ В ПЕРЕПИСКЕ АВИЦЕННЫ И БИРУНИ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 549 - 553. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10540 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10540



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.