'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 82

Просмотры  27 просмотров

Сабанский В.А.

  


ПРАВЫЙ ПОПУЛИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ *

  


Аннотация:
в работе анализируется феномен проблемы правопопулистских партий в политической системе. Набирающие силу партии всё сильнее оттесняют своих оппонентов и становятся серьёзной политической силой, с которой необходимо считаться. Приходя на смену устрашившим ультраправым идеологиям, правый популизм берёт их идеи и, используя психологическое влияние, предлагает наиболее популярное решение проблемы. Критика власти и её курса является почвой для правых популистов, а создание максимально скандальной обстановки только подогревает интерес к подобным партиям.   

Ключевые слова:
правый популизм, правый радикализм, политические идеологии, европейская политическая мысль.   


Правый популизм – это комбинация стратегий политической борьбы и идеологического наполнения, подразумевающего синтез классических идей популизма, иногда нативизма и использования стратегий «народ против элиты» и «свои против чужих». Р. Водак отмечает: «Это принято считать популизмом, поскольку он апеллирует к «простому мужчине/простой женщине» в противовес элите; этот призыв к квази-однородному демосу принято считать значимой характеристикой таких движений» [2, с. 37]. Правый популизм – это идеология, отвергающая идеи политического консенсуса и стремящаяся к захвату власти наиболее простыми методами: через критику, апелляцию к традиционным ценностям и традиционным «правым» идеям. «Альтернатива для Германии», «Национальное объединение» во Франции, «Йобик» в Венгрии, «Народная партия – Наша Словакия», «Фламандский интерес» в Бельгии, «Австрийская Партия Свободы», «Партия независимости Соединенного Королевства» – всё это представители праворадикальных и правопопулистких партий современной Европы, начавшие неожиданно набирать популярность и бороться за политическую власть в своих странах и Европейском Союзе.Эти партии используют вызовы современности с целью запугивания простых обывателей для построения своей политики. Кризисы являются наиболее весомым и важным аргументом в политике правых популистов. Используя СМИ и социальные сети, правые популисты начинают формировать потенциальные сценарии, которые часто гораздо хуже реальных обстоятельств. Они всё сильнее запугивают избирателей и предлагают найти простое решение проблем. В таких ситуациях предлагаются идеи «выстрела навскидку» с целью минимизировать последствия кризиса и «спасти то, что осталось». Эти же идеи и позволяют актуализировать концепты «козлов отпущения», «друзей и врагов». Апеллируя к идеям безопасности, правые популисты формируют необходимый дискурс и политическую повестку. Непредвиденные факторы, которые ослабляют правящие партии, играют на руку правым популистам. Традиционные и новые виды угроз, кризисы, опирающиеся на реальные или выдуманные факторы, реальные проблемы стран – всё это является главными инструментами легитимации правых популистов. В то время как другие партии вынуждены искать реальные решения сложившихся проблем, правые популисты могут использовать гораздо более простые методы. Создание «козлов отпущения», которых можно обвинить во всех бедах, играет огромную роль в политике правого популизма. Традиционные стереотипы, образы врага, как правило, основаны на исторических традициях, угрозах конфликтов на национальной, расовой, экономической почве. Угрозой могут быть обозначены отдельные социальные группы, выбранные в соответствии с языком, религией и т.д., или целые социальные слои, элиты, движения. «Популизм упрощает сложные обстоятельства за счёт поиска виновного» [2, с. 30]. С помощью формирования угрозы, исходящей от этих «козлов отпущения», происходит увод действительно важных угроз на второй план. Подкрепляется это началом дискурса с помощью таких «инструментов», как теории заговора, создание образа жертв / преступников и иных. Этот набор позволяет сконструировать угрозу из любых обстоятельств, групп, отдельных личностей, в случае, если это будет необходимо.Стратегия «козлы отпущения» и стратегия «свои против чужих» близки, они предполагают конструирование образа врага, на которого можно свалить ответственность за произошедшие события или проблемы, имевшие место в обществе. На современном этапе кризис мигрантов стал настоящей проблемой для европейского региона. Конечно, современные правые популисты не могут опускаться до тоталитарных методов ХХ в., однако они вполне могут выступать за более «мягкие» способы решения проблемы. Для современных правопопулистских партий идея «козлов отпущения» и вытекающие из неё идеи «свои против чужих» – это скорее метод указания на проблему для приобретения популярности. Играя на естественных чувствах, а также на идеях роста безработицы, правый популизм стремится показать всем свои простые выводы. Надеясь, что угроза безработицы высвободит волну шовинизма и ксенофобии среди молодого поколения, правые популисты активно напирают на мигрантский кризис и его последствия, конструируя тем самым из мигрантов образ «чужих» и создавая эффект страха у молодого поколения. Таким образом, те, кто когда-то голосовали разрозненно за политические партии разных спектров, подвергаются идеям защиты собственной национальной культуры и идеям потери рабочих мест из-за появления более дешёвой и, следовательно, выгодной рабочей силы. «В случае с Австрийской Партии Свободы и Швейцарской Народной Партии преобладают негативные установки по отношению к иммигрантам и страх потери работы. Также важен страх негативного влияния на «свою культуру». Тем не менее, в Бельгии основными мотивами для голосования за партию «Фламандский интерес» оказались неудовлетворённость своим правительством и состоянием бельгийской демократии, а также культурный протекционизм. А во Франции значимыми оказываются три фактора – неудовлетворённость, страх демпинга заработной платы, страх того, что мигранты подвергнут культуру опасности» [2, с. 37].В современном мире идея нации занимает отдельное место в дискурсе правых популистов. Принадлежность к нации в такой идеологии определяется по совершенно разным критериям, например: лингвистическая принадлежность, культурная, религиозная и т.д. Результатом таких идей становится образование двух монолитных конструкций «Мы/Народ» и «Они/Другие», которые правые популисты противопоставляют друг другу. «Правопопулистский дискурс особое внимание уделяет народу. Он (народ) выступает в виде конструкта, монолита, имеющего общие требования. В популизме происходит горизонтальное и вертикальное деление людей. Вертикальный уровень строится на дихотомии «мы/народ» — «они/элита», в то время как на горизонтальном уровне существуют «мы/народ» и «они/другие»» [1, с. 51]. Связывая свои идеи с национальными и/или религиозными категориями, правые популисты начинают выдавливать из политической повести «других», скидывая их на обочину и называя аутсайдерами, мешающими развитию «народа».Наличие в обществе культурных, этнических, религиозных маркеров в большей степени упрощает поиск виновного. При наличии в обществе конкретных проблем в социально-культурном плане наиболее вероятной группой для гонений назначается фенотип, в максимальной степни отличающийся от обыденного. «Анализируя британский опыт 1970–1980-х гг., исследователи отмечали, что антииммигрантская агитация была сфокусирована преимущественно на мигрантах с отличающимся от европейского фенотипом – выходцах из стран Карибского бассейна, Индостана и пр.» [3, с. 29]. Стимуляция ксенофобии по отношению к «другим» позволяет демонстрировать рядовому избирателю самое простое решение проблемы. Проблема правопопулистских партий получает всё большую огласку в современной европейской политической науке. Набирающие силу правопопулистские партии всё сильнее оттесняют своих оппонентов и становятся серьёзной политической силой, с которой необходимо считаться. Проведя анализ источников и идей авторов, работающих над проблемами правопопулистских партий, можно сделать вывод, что правый популизм как политическое явление стал логичной эволюцией ультраправых идей в партийной жизни общества. Приходя на смену устрашившим ультраправым идеологиям, правый популизм берёт их идеи и, используя психологическое влияние, предлагает наиболее популярное решение проблемы. Критика власти и её курса является почвой для правых популистов, а создание максимально скандальной обстановки только подогревает интерес к подобным партиям. Правопопулистские партии стремятся создать и культивировать в обществе идеи борьбы за национальную идентичность, культуру своей нации и защиты её от «чужеродных» элементов. Национализм в этом случае является важным маркером в выявлении конкретно идеологии правого популизма. Он также выполняет важную аналитическую функцию, способствуя раскрытию и выявлению особенности конкретно-национальных случаев правого популизма.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Сабанский В.А. ПРАВЫЙ ПОПУЛИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 516 - 521. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10535 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10535



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.