'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 67

Просмотры  54 просмотров

Фурманчук В.А., Трикула Л.Н.

  


КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются методы проблемного обучения, а именно проблемные задания, разновидности и их роль при обучении детей, выделяются группы проблемных заданий с учетом их структуры, характера и сложности.   

Ключевые слова:
проблемное обучение, проблемные задания, урок биологии, проблемный урок.   


Выполнение проблемных заданий разного типа ставит учащихся в условия поиска, решения проблем и сложных учебных задач. Комплекс проблемных заданий в системе работы по биологии должен включать такие приемы и виды учебной деятельности, которые формируют у учащихся разные типы мышления: логическое, критическое, теоретическое, практическое, наглядно-действенное и наглядно-образное.Проблемный вопрос и проблемная задача – разные формы выражения учебной проблемы, применение их на уроке приводит к возникновению проблемной ситуации и активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает когнитивные способности. С учетом структуры урока проблемные задания мы разделили на 2 группы: а) проблемные задания и вопросы, предназначенные для формирования новых понятий путем организации поиска закономерностей и способов действий для исследования объектов или явлений; б) проблемные задания, предназначенные для воспроизведения знаний, ориентированных на понимание и применение уже изученных понятий, закономерностей, способов действий и на формирование умений и навыков использования полученных знаний в новых условиях.Весь комплекс предлагаемых нами проблемных заданий, вопросов и упражнений мы разделили условно на несколько групп.1. Создание проблемной ситуации на основе проблемных вопросов для домашнего задания.Задания этого типа позволяют учителю поставить на уроке перед учащимися такие учебные проблемы, к решению которых учащиеся уже подготовились самостоятельно во время выполнения домашнего задания. По характеру эти задания могут быть различны: - предварительное домашнее чтение учебного материала и осмысление его;- выполнение конкретных практических действий, которые помогут в разрешении проблемы на уроке.Поиск решения проблемы. У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной ситуации диалог, в результате развиваются творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети не могут самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы. Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.Выражение нового знания в новой форме. Этот этап урока можно провести тремя разными способами. Один из них – формулирование понятий и вопросов. Каждый ученик сам должен выразить полученное новое знание и представить его учителю и одноклассникам. Ребята могут работать в группах, парах, индивидуально, работая над составлением вопросов по материалу урока. Составляя вопросы и отвечая на них, учащиеся дважды упражняются в проговаривании нового материала. Еще выражать новое знание можно в виде опорных слов, сигналов, точек, конспектов.Кроме формулировки и опорных сигналов существует еще один способ выражения и реализации нового знания в виде художественного образа. Данные задания чаще даются на дом (с целью экономии времени на уроке) и не обязательно всем ученикам, а по желанию. Конкретными формами художественного образа являются метафоры, загадки, стихотворения, сказки, рассказы и т. д. Учащиеся должны проявить не столько свои литературные способности, сколько умение продуктивно и точно выразить новые знания. 4. 4. Проблемные задания в учебнике или учебном пособии являются важнейшим источником вопросов, задач и заданий проблемного характера, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьников приемам работы с учебником, с книгой – это значит научить их учиться. Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывая умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней учебного материала.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Фурманчук В.А., Трикула Л.Н. КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 441 - 445. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10520 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10520



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.