'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 63

Просмотры  21 просмотров

Николаева Т.А.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИКОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННЫМПРОЦЕССАМ В ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в данной работе рассматриваются условия адаптации педагогических работников к инновационным процессам в образовании. сфера образования на сегодняшний день подвергается широкому ряду подструктур, преобразований и инноваций, которые призваны улучшить и облегчить функционирование множества областей деятельности. Однако, рассматривая педагогический коллектив как часть общей структуры, а также их готовность воспринимать умные технологические решения, нельзя забывать об качественных отличиях по подготовке узконаправленных специалистов и готовности к работе в коллективе.   

Ключевые слова:
адаптация коллектива, инновационные процессы в образовании, управление адаптацией коллектива, педагогические условия адаптации.   


В настоящее время, на ряду с непрерывным развитием общества, все его сферы и отрасли претерпевают определенные изменения. К ним также можно отнести различного рода инновации, призванные улучшить и облегчить функционирование множества областей деятельности, которые будут отвечать современным требованиям и доступности применения. Сфера образования в свой черед не остается без внедрения инновационных процессов и технологий.Инновация (от латинского «innovation» - нововведение, изменение, обновление) прежде всего, связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое [1, c. 96].Иными словами, инновационная образовательная структура – это осуществление педагогической деятельности, а коллектив – это миссия, ценности, культурные смыслы гражданской позиции.Современная система образования становится все более «наукоемкой» областью социальной практики, а ее эффективность все более зависимой и определяемой не только стихийно складывающимися опытом и традициями, но и мерой вовлеченности в разработку научных основ проектирования образования всего комплекса наук о человеке и обществе [1, c. 97]. Педагогическая инновация в рамках года наставничества показала, что – это ничто иное как оптимизация профессиональных дефицитов, направленная на решение педагогической проблемы. Рассматривая тему педагогической инноватики и внедрения педагогических инноваций как инструментов для оптимизации образовательного процесса, Р..Н. Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов [2, c. 67]:Первый блок состоит в процессе конструирования принципиального нового объекта, его разработка. Раскрытии особенностей создания педагогических новшеств, их источники возникновения, классификация, а также критерии новизны.Далее, второй блок характеризуется как блок восприятия, освоения и оценки новшества. Исследуются проблемы самого восприятия, его оценки и непосредственного освоения педагогическим сообществом возникающих новшеств.Последний, третий блок состоит в непосредственном применении, эксплуатировании педагогического новшества. Изучение закономерностей и способов внедрения нововведения, обобщение данных о применении «нового» в образовании.Содержание блоков и их основных принципов позволяет максимально скорректировать индивидуальную траекторию коллектива и профессиональную устойчивость к инновационной образовательной деятельности.Таким образом, инновационный образовательный процесс направлен на формирование и развитие не только профессионального интеллекта, но и подразумевает комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию умных технологий.С помощью конструирования инноваций возможно управление развитием образовательных систем на различных её уровнях: образовательного учреждения, региона, страны. Обоснование типологии инноваций в педагогике поможет изучению специфики и закономерностей их развития, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям [3, с. 10-11].Ключевым понятием в инноватике является непосредственно сам инновационный образовательный процесс, который принято рассматривать в трёх основных аспектах:- социально-экономический аспект;- психолого-педагогический аспект;- организационно-управленческий аспект.Выделив методологические функции инновационных процессов, таких как гуманизация, зависит здоровьесбережения коллектива, суть которой состоит в ориентации всех его составляющих на интересы, потребности, поддержку, творческого потенциала, человеческих качеств. Имеющиеся педагогические условия либо способствуют прогностической функции, либо же препятствуют их протеканию. Педагогические условия применения инновационных процессов требуют усиления методологической и творческой подготовки педагогов в образовательной организации, что непременно отразится на педагогической деятельности. Появление любого инновационного процесса в первую очередь означает полноценное ознакомление с ним, а соответственно и адаптацию самого педагогического коллектива организации, где данное нововведение применяется. Возникшие изменения требуют оперативного включения и работы сотрудников, однако на данном этапе может возникать определенные затруднения, которые необходимо разрешить.Адаптация понимается целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс установления соответствия между совокупным уровнем наиболее актуальных на данный момент потребностей личности и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей, определяющее непрерывное развитие личности [4]. Иными словами, под адаптацией понимается процесс приспособления работника к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, жизни.Практическую функцию компетентностного подхода в методологическом обеспечении принадлежит как в самостоятельности, так и в связи с другими организациями общего образования. В подсистеме инновационного образовательного пространства, присущи следующие методологические принципы:- оперативность (в соответствии со скоростью изменений);- соответствует реальным потребностям; без отрыва от учебного процесса;- управляется и корректируется администрацией;- экономия времени и средств;- возможен индивидуальный подбор программ обучения;- неотделима от практики;- подготовка в более комфортных условиях для преподавателей;- осуществление обратной связи;- взаимопомощь или «подготовка с помощью коллег»;- учет местных особенностей региона, учебного заведения.Перемены в образовании всегда связаны с трудностями, которые большей частью ложатся на плечи педагогов. Если к педагогическим работникам предъявлять не только требования, но и создавать необходимые организационно-педагогические условия, в виде системы помощи в подготовке и обучении, то адаптация к переменам произойдет не просто как приспособление, а как основа для дальнейшего творческого развития педагога и его профессиональной деятельности [5, с. 48].Условиям адаптации педагогического коллектива к переменам является осознание всеми и каждым единой цели общей работы, в которой любой член коллектива важен не как «колесико или винтик единого механизма», а как индивидуальность, обладающая способностями, являющаяся достоянием всего коллектива, как единого целого, проявление которых обеспечивает эффективность решения общих задач. Для формирования такого условия нужна система мер:1. Диагностика трудностей, связанных с принятием перемен; выявление «застревающих» личностей.2. Работа по реабилитации «застревающих личностей» начинается с перехода с эмоционального уровня на рациональный. Эта индивидуальная работа, основанная на выявлении причин дискомфорта, заключается в индивидуальных беседах, совместном составлении индивидуальных планов развития педагогов, который необходимо начать с рефлексии; правильная постановка вопросов, убеждения в преимуществах перемен, где аргументы должны быть жесткими, при доброжелательном характере разговора.3. Опора на актив – группу педагогов, способных к быстрой адаптации, гибких, мобильных, легко обучающихся, способных к саморазвитию, которых можно использовать как консультантов для остального коллектива. Единство актива – залог успеха в обучении. Опираясь на актив, нужно сформировать правильное общественное мнение, которое станет сильным фактором воздействия на коллектив.4. Решительность, настойчивость и твердый контроль на фоне открытости и широкой гласности способствует вовлечению всего коллектива в процесс совместной работы по подготовке к переменам.5. Оптимальный выбор средств, форм и методов совместной целенаправленной работы, где каждый член коллектива может проявить и реализовать свои способности.6. Постоянный мониторинг психологического состояния, взаимоотношений в коллективе, уровня готовности к принятию перемен.7. Прогнозирование и профилактика отрицательных мнений, конфликтов, проблемных ситуаций с целью создания благоприятного климата и комфортного состояния в коллективе.8. Открытое обсуждение вопросов и проблем, возникающих в совместной работе.9. Поощрение передового опыта, наглядность, доступность информации.Исходя из этого, система помощи педагогам к принятию перемен, связанных с компетентностным подходом в образовании, должна обладать следующими функциями [5, с. 50]:- диагностическая (выявление основных трудностей и проблем, связанных с мотивацией, недостаточным уровнем компетентности и индивидуальными психологическими особенностями);- реабилитационная (устранение «белых пятен» в профессиональных педагогических знаниях педагогов, актуализация опыта в связи с изменением в образовании);- организационная (обучение основам педагогического менеджмента, способам и формам организации труда педагогов, эффективному использованию ресурсов);- познавательная (развитие информационной культуры, удовлетворение потребностей в новых профессиональных и общественных знаниях);- корректирующая (развитие рефлексных способностей, контроль и коррекция в соответствии с целями и мотивацией);- прогностическая (раскрытие творческого потенциала, прогнозирование возможностей, профилактика затруднений).В инновационном процессе образования коллектив способен осознавать собственные образовательные проблемы и самостоятельно, собственными силами вести поиск путей и надежных средств к их решению.Методологические принципы, о которых идет речь, присущи для полноценного и успешного внедрения различных инновационных процессов в образование не изначально. Они появляются постепенно, по мере того как преобразуется в образование инновационный процесс, то есть образование способно к определению социальной миссии в государстве, осознанному выбору алгоритма адаптации коллектива к нововведениям, путём приоритетов развития и концептуализации [6]. Новое качество инновационного процесса в образовании и роль коллектива возникающее в процессе модернизации на основе интеграции в культурно-образовательное пространство, состоит в появлении у коллектива признаков адаптации, которое проявляет себя как педагогические условия способствующее опережению открытости, прозрачности, системности и направленности на выявление и поддержу профессионального ресурса коллектива к инновационным способностям, умеющих работать с «умными технологиями» и с процессами развития человека, социума и т.д.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Николаева Т.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИКОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННЫМПРОЦЕССАМ В ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 419 - 426. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10516 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10516



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.