'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 62

Просмотры  22 просмотров

Николаева Т.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙВ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной работе рассматриваются особенности функционирования учреждений дополнительного профессионального образования. Описаны различия между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических работников. Отмечены актуальные аспекты реализации профессиональной деятельности всех учреждений дополнительного профессионального образования, а также какую роль данные организации играют при внедрении инноваций.   

Ключевые слова:
особенности внедрения инноваций, дополнительное профессиональное образование, инновации, система образования.   


На сегодняшний день, темп развития и изменения науки, техники, различных образовательных, и не только, технологий, обновление знаний и издание новых законодательных нормативно-правовых актов, обуславливает необходимость обучения уже действующих педагогических кадров любого уровня образования в Российской Федерации. Внедрение инноваций в образование способствует значительному развитию образовательных организаций на территории всей Российской Федерации. Инновации помогают образовательным организациям стать более эффективными и конкурентоспособными, используя новые идеи, технологии и практики. Но для этого «предпринимателям» нужно принять новый образ мышления, который поощряет экспериментирование, риски и постоянное совершенствование. Так, например, «пионеров бизнеса» призвана выявить и поощрить Премия «Время инноваций».Именно дополнительное профессиональное образование (сокращенно ДПО) призвано разрешить данную проблему и удовлетворить потребности каждого педагогического сотрудника в соответствии с необходимой тематикой, профессиональной проблематикой и выполняемыми задачами на рабочем месте. То есть, дополнительное профессиональное образование, как конкретное образовательное учреждение предоставляет возможность специалистам различных областей совершенствовать свои профессиональные навыки, разрешать профессиональные дефициты, нарабатывать компетенции, обновлять знания и умения в соответствии в изменяющейся рабочей средой [1].Дополнительное профессиональное образование – это один из уровней (ступеней) образовательной системы Российской Федерации, которое подразумевает и обеспечивает профильную подготовку тех или иных сотрудников в рамках программ повышения квалификации и переподготовки специалистов. Соответственно, можно выделить, что в дополнительном профессиональном образовании есть два разных вида, а именно: повышение квалификации и профессиональная переподготовка.Так, дополнительное профессиональное образование может каждому работнику помочь не только лишь повысить свою квалификацию в соответствии с его конкретной необходимостью, но и приобрести для себя новый вид деятельности, посредством прохождения курсов по переподготовке, характеризующиеся сменой профессии, специальности или профессиональной направленности. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» повышение квалификации подразумевает обновление и совершенствование каких-то знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с заявленной темой и проблематикой самих курсов повышения квалификации, в связи с повышением требований к их квалификации или с уже действующими изменениями в технологии и организации трудовой деятельности. Делят курсы повышения квалификации на краткосрочные и долгосрочные, но не менее 16 часов и не более 250. Краткосрочные до 108 часов включительно, а длительные чаще всего от 144 и до 250 [2].Профессиональная переподготовка по программам дополнительного профессионального образования подразумевает получение новой специальности на базе уже имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Данный вид наиболее удобен тем, что у каждого человека есть возможность освоить и получить новую профессию в достаточно сжатые сроки и с минимальными затратами как времени, так и денежных средств, в отличии от получения нового высшего образования, что занимает от двух до шести лет. Профессиональная переподготовка в соответствии с действующим законодательством определяется от 250 часов и выше [2]. Соответственно, актуальность дополнительного профессионального образования на сегодняшний день, можно описать в таких четырёх аспектах:1. Совершенствование профессиональных компетенций и повышение квалификации в определенной сфере по конкретной проблематике.2. Обеспечение соответствия обучаемых кадров требованиям действующего законодательства.3. Междисциплинарный подход в обучении по программам дополнительного профессионального образования, обеспечивающий профессиональную мобильность.4. Соответствие идеологии непрерывного образования и изменениям технологий [3].Сегодня, в соответствии со вторым подпунктом пятого пункта 47 статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, педагогические работники имеют трудовое право и социальную гарантию на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [4]. Что обуславливает необходимость планомерного повышения квалификации каждого сотрудника из педагогической сферы.Так, вышеперечисленное отмечает и конкретные особенности реализации деятельности дополнительного образования, что заключается в следующем:- во-первых, это актуальность и практическая направленность реализуемых программ дополнительного образования, так как они ориентированы на получение конкретных навыков, умений, знаний и компетенций, что необходимы для успешной реализации профессиональной деятельности в образовательной среде;- во-вторых, гибкость программ дополнительного образования и индивидуализация обучения, характеризующаяся в выборе наиболее актуальных и интересующих педагогических работников тематик курсов повышения квалификации, позволяющий регулировать не только лишь темп и продолжительность, но, а также и тематику проводимых лекционных и практических занятий;- в-третьих, применение в обучении междисциплинарного подхода и интеграции с иными областями знаний, что помогает педагогическим работникам расширить свой кругозор, получить новые знания и улучшить собственную профессиональную мобильность;- в-четвертых, использование инновационных технологий и методов обучения при реализации курсов повышения квалификации, например, как: дистанционное обучение, выполнение интерактивных заданий, прохождение при помощи онлайн-платформ, проведение вебинаров и иные современные методики.- в-пятых, прохождение курсов повышения квалификации без отрыва от производства или основной профессиональной деятельности слушателя, что производится посредством дистанционным формам обучения и при применении инновационных методик и технологий в образовании;- в-шестых, получение удостоверения государственного образца о пройденных курсах повышения квалификации, а также признание со стороны преподавательского состава на основе полученных результатов при проведении тестирований (выходной, промежуточной, итоговой диагностики), что подтверждает их полученную квалификацию и уровень профессионализма.Таким образом, в данных шести пунктах отмечается конкретная особенность обучения в образовательных организациях дополнительного профессионального образования [5]. Но необходимо более детально рассмотреть именно особенности внедрения инноваций в системе дополнительного профессионального образования, так как данный уровень образования в Российской Федерации имеет свои особенности и специфику функционирования.Одной из характерных особенностей внедрения инноваций в систему дополнительного профессионального образования является необходимость учитывания специфики профессиональной деятельности каждого слушателя. Инновации целесообразно адаптировать к конкретным отраслям и направлениям в педагогической среде. Например, при осуществлении внедрения новых методов обучения в программу профессиональной переподготовки для руководителей профессиональной образовательной организации необходимо учитывать как саму специфику профессионального образования, так и требования к квалификации специалистов, профессиональные стандарты и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный вид профессиональной деятельности.Также, еще одной характерной особенностью внедрения инноваций в систему дополнительного профессионального образования является требования, предваряемые к преподавателям и методистам данного образовательного учреждения, характеризующееся в их высокой профессиональной квалификации и большого опыта работы в своей специализированной области деятельности. Ведь именно они должны быть способны не только лишь использовать инновационные методы и технологии обучения, но, а также владеть умением и способностью адаптировать их к цели и конкретным задачам программы дополнительного профессионального образования [6].Помимо этого, особенностью внедрения инноваций в дополнительное профессиональное образование требует использование и применение дополнительных ресурсов. Например, к дополнительным ресурсам можно отнести финансирование на закупку нового оборудования или же программного обеспечения, возможно это заключение партнерских взаимоотношений и сотрудничество с другими как образовательными, так и нет, организациями, также это может быть время и финансирование обучения профессорско-преподавательского состава и методистов по работе с инновационными технологиями и т.д. А также адаптация самого персонала в конкретном учреждении. И, заключительной особенностью внедрения инноваций в дополнительное профессиональное образование является повышение качества образования. То есть не смотря на те трудности, с которыми можно столкнуться при их внедрении и реализации, важной задачей является адаптация и их преодоление для достижения улучшения качества образования и совершенствования (повышения) профессиональных компетенций слушателей курсов повышения квалификации.Также, необходимо отметить, что в образовательной среде организации дополнительного профессионального образования представляют собой особую специфическую среду работы в особенности если данная организация является государственным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является региональное министерство образования или иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.Именно государственные бюджетные образовательные учреждения как институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, институты развития образования являются некоторыми «первооткрывателями» для разработки, введения, внедрения и реализации ряда инноваций.Однако, несмотря на выделенные особенности, специфику и характеристики дополнительного профессионального образования, в точности и требования, предваряемые к сотрудникам данных организаций. Они, как и все иные педагогические работники также нуждаются в адаптации к различного рода изменениям и внедряемым нововведениям, несмотря на большой и значимый опыт в данной сфере деятельности. И еще большая ответственность возлагается на плечи сотрудников данных учреждений за счет передачи новых инновационных знаний, умений и навыков, иным участникам образовательный среды, что осуществляют свою профессиональную деятельность в школах, детских садах, колледжах и так далее. Ведь от качества переданных знаний будет зависеть дальнейшее функционирование не только лишь конкретного человека, но всей системы в целом.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Николаева Т.А. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙВ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 411 - 418. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10515 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10515



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.