'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 61

Просмотры  25 просмотров

Николаева Т.А.

  


МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОЙАДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВАК ИННОВАЦИЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
данная работа отмечает актуальность применения различных методик и способов адаптации коллектива к инновациям в образовательной среде. Выделяет и описывает применение каждой из перечисленных методик, как: работа с возражениями, «Потерпевшие кораблекрушения», «Я знаю в чем ты хорош», «Мечтатель, реалист, критик, оптимист или метод Уолта Диснея», «Мозговой штурм», «Я могу, я умею, я хочу», «Job Shadowing» и иные способы повышения адаптации педагогических сотрудников.   

Ключевые слова:
адаптация педагогического коллектива, методики адаптации, психологическая поддержка, педагогическое сопровождение, способы адаптации, сплочение коллектива.   


Любой коллектив, в том числе и педагогический, при внедрении и реализации в образовательном учреждении инноваций нуждается в адаптации. Помимо общеизвестных аспектов реализации адаптации, множество руководителей и сотрудников, занимающих административную должность, интересуются конкретными методиками и способами, которые способствуют к наиболее быстрой и успешной адаптации действующего коллектива, в том числе, мероприятия по его сплочения и психологической поддержке каждого из сотрудников.Целью применения различных ориентированных методик и способов является ничто иное как достижение успешной адаптации педагогических работников, их мотивация, характеризующаяся в приспособлении к новым условиям труда и выполняемых задач в связи с внедрением инноваций в профессиональную деятельность в педагогической среде.Первичное мероприятие необходимое для начала адаптационного процесса всего педагогического коллектива – это лекция, вебинар или же стратегическая сессия с обоснованием актуальности введения данной инновации, её необходимость в реализации на данный момент в образовательном учреждении. Рассмотрение сущностных аспектов инноваций, что она призвана изменить, заменить, улучшить. Или адаптировать.Также, данную работу можно представить в виде пяти стадий принятия неизбежного по мнению швейцарского психиатра Э. Кюблер- Росс:1. Отрицание2. Гнев3. Торг4. Депрессия5. ПринятиеГде при помощи пяти стадий можно наилучшим образом разобрать внедряемую инновацию. Более эффективным вариантом проведения данного мероприятия будет, если у организации есть возможность пригласить стороннего специалиста или эксперта в данной области, для того чтобы в полной мере без стеснения или других факторов, влияющих на скованность в задании вопросов, говорить о тех трудностях, которые уже видит персонал, вопросы с которыми они сталкиваются уже сейчас, лишь узнав об инновации и т.д. Далее, уместным в применении будет Методика 1, характеризующаяся в работе с возражениями педагогических работников в сложившейся ситуации адаптации к инновациям в образовательной средеМетодика 1. Работа с возражениямиЦелью данной методики является разрешение всех возникающих сомнений, вопросов и аргументов в реализации определённой деятельности, в том числе и в работе с внедрением инноваций и адаптации по отношению к их реализации внутри учреждения.Возражения могут быть как обоснованными, например когда оппонент действительно имеет веские аргументы против вашего предложения, так и необоснованными, допустим, когда возражения возникают из-за непонимания, недоверия или простого желания поспорить. Методика работы с возражениями учит:1. Распознавать типы возражений и понимать их причины.2. Подготавливаться к возможным возражениям заранее, собирая информацию о потребностях и опасениях педагогического коллектива или разбирать ситуацию сразу «на месте».3. Использовать различные техники и подходы для работы с каждым типом возражений, включая активное слушание, предоставление доказательств, использование метафор и аналогий, а также формирование уверенности.4. Анализировать результаты работы с возражениями, оценивать успешность проведенного мероприятия и улучшать свои навыки в будущем [1].Таким образом, методика работы с возражениями призвана разрешить возникающие недопонимания, сомнения среди педагогических работников, помогает усовершенствовать коммуникативные навыки, укрепить доверие и лояльность сотрудников, а также улучить психологический климат внутри коллектива.Методика 2. Ролевая игра «Потерпевшие кораблекрушение»Данная методика в первую очередь направлена на достижение такой цели как изучение процесса выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии, развитие коммуникативных навыков общения, умения договариваться и развития совместного рационального взаимодействия.Порядок проведения:1. Ознакомление всех участников с условиями игры.2. Каждый из них с начала в самостоятельном порядке ранжирует отмеченные предметы в условиях игры, и отмечает среднее индивидуальное время выполнения задания. Дискуссии между участниками строго запрещены.3. Все участники разбиваются на команды 5-7 человек. Один участник становится экспертом. Все 15 предметов также ранжируются от самых необходимых к менее обходимым. Дискуссии меду участниками команды разрешены. Отмечается среднее время выполнения каждой команды.4. Произведение оценки результатов дискуссии в каждой группе посредством мнения каждого выделенного эксперта в команды, о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д. Далее зачитываются верные ответы и каждому участнику предлагается сравнить собственные результаты и результаты команды.Данная ролевая игра является хорошим способом для участников:Во-первых, в развитии навыков коммуникации, принятия решений и решения проблем в условиях ограниченного времени и ресурсов;Во-вторых, учиться работать в команде, распределять роли и обязанности, а также координировать действия с другими участниками;В-третьих, понять важность сотрудничества и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;В-четвертых, получить опыт принятия ответственности за свою жизнь и жизнь других людей;В-пятых, узнать больше о своих сильных и слабых сторонах, а также о том, как они проявляются в условиях стресса и неопределенности [2].Чаще всего, в образовательных учреждениях каждый сотрудник знает друг друга. Знает специфику его деятельности, предмет направленности, профессиональные интересы, навыки и умения. Для того чтобы подчеркнуть достоинства и умения каждого из коллектива предлагается Методика 3.Методика 3. «Я знаю в чем ты хорош»Целью данной методики является то, что каждый участник проводимого мероприятия отмечает экспертность или хорошие навыки, умения и знания в какой-то из определенных областей как профессиональной, так и личностной сферы деятельности.Так, в работе с инновациями, очень часто коллектив любой организации боится начинать делать хоть что-то по её внедрению и реализации в деятельности учреждения. С помощью данного метода отмечается ценность каждого сотрудника образовательной организации, а также отмечается специфика её направленности. Каждый может высказать свои предположения и в действительности понять, что он мог бы привнеси в реализацию инновации в организации, достичь полноценного делегирования обязанностей и принятия своей самоценности.Далее, переходя конкретно к практическому применению инновации в образовательном учреждении и по адаптации педагогического коллектива к ней можно применить достаточно известную методику Уолта Диснея, которая помогает развить креативное мышления педагогов. Методика 4. Мечтатель, реалист, критик, оптимист или метод Уолта ДиснеяДанная методика достигает цель, заключающуюся в развитии креативности и нахождении новых идей путем объединения различных точек зрения и нахождения определенных компромиссов в профессиональной деятельности.Порядок проведения:Весь педагогический коллектив необходимо поделить на 4 команды от 3 до 7 человек. Дать тематику внедрения конкретной инновации в их профессиональной деятельности, организации и описать четыре стадии их работы1-я стадия: каждая группа занимает роль «мечтателя», где каждый сотрудник свободно выражает свои идеи и мечты, не ограничивая себя рамками реальности или логики на листках бумаги.2-я стадия: каждая группа занимает роль «реалиста», производя анализ своих идей, разбивает их на составляющие и определяет, какие из них могут быть в действительности реализованы.3-я стадия: каждая группа занимает роль «критика», каждый участник оценивает идеи с точки зрения их осуществимости и возможных трудностей на пути их реализации.4-я стадия: каждая группа занимает роль «оптимиста», где объединяются все идеи и находятся компромиссы между ними, создавая единое и эффективное решение.Данная методика помогает «пробить ступор» с которым мог столкнуться педагогический коллектив в реализации инноваций [3].Далее, еще одним из возможных способов для адаптации среди педагогических работников, поиске новых идей и решений в работе с инновациями и для достижения их реализации в образовательном учреждении, является всем известна и часто применимая методика как мозговой штурм.Методика 5. «Мозговой штурм».Главенствующей целью данной методики – это генерация новых идей и решение существующих проблем в педагогическом коллективе.Данная методика включает в себя несколько этапов:1. Подготовка: сотрудники собираются вместе и обсуждают проблему или задачу, которую нужно решить, например, как внедрение и реализация инновации в профессиональной деятельности образовательного учреждения.2. Генерация идей: сотрудники начинают предлагать идеи, которые могут быть связаны с проблемой или задачей. Идеи могут быть любыми, даже самыми абсурдными или же нереалистичными.3. Оценка идей: после того, как все идеи были предложены, участники начинают оценивать их. Они рассматривают каждую идею и решают, насколько она эффективна, реалистична и т.д.3. Выбор лучшей идеи: далее, после оценки всех идей выбирается лучшая идея, которая будет использоваться для решения проблемы или задачи, или же их комплекс.4. Реализация идеи: сотрудники начинают работать над реализацией выбранной идеи. Они могут изменять ее, улучшать или адаптировать для конкретных условий.5. Мониторинг и оценка: после реализации идеи сотрудники следят за ее результатами и оценивают ее эффективность. Если результаты не соответствуют ожиданиям, они могут вернуться к этапу генерации идей и начать все заново [4].При применении всех вышеуказанных методик и решений, у педагогического коллектива уже в полной мере должна сложиться определенная картина о том, как разрешить трудности, ставшие на пути, преодолеть психологические барьеры, признать свою самоценность и определить дальнейший фронт работы. Но для более детального этого понимания можно применить также Методику 6.Методика 6. «Я могу, я умею, я хочу»Данная методика помогает каждому из сотрудников определить свои сильные и слабые стороны, умения и желания. Здесь, каждый из педагогических работников может самостоятельно определить, то, какой вклад он может привнести как в свою собственную адаптацию, так и в реализацию инновации в образовательном учрежденииМетодика включает в себя три этапа:1. Определение своих сильных сторон и умений. На этом этапе сотруднику предлагается составить список своих навыков, умений и достижений. Это могут быть как профессиональные навыки, так и личные качества.2. Определение своих желаний и целей. На этом этапе сотрудник должен подумать о своих желаниях и целях в профессиональной деятельности, жизни. Это могут быть как краткосрочные цели, так и долгосрочные, масштабные и не очень.3. Объединение всех трех компонентов. На последнем этапе сотрудник должен объединить свои сильные стороны, умения и желания, чтобы создать план действий для достижения целей организации, где он работает. Осознать какой вклад он может привнести, а также какие ресурсы ему необходимы для полноценной реализации.Таким образом, симбиоз данных методик поможет привнести значительные улучшения в адаптации, по работе и реализации инноваций, выйти уже с готовым планом работы, пониманием того, что может привнести каждый сотрудник, признавая свою сильные и слабые стороны, а также найти пути решения своих профессиональных затруднений.Важно также отметить, что в ходе всех перечисленных методик, каждый из сотрудников также будет отмечать необходимые для него ресурсы и условия для достижения полноценной адаптации в работе с инновацией в образовательном учреждении. Руководителю организации необходимо будет их реализовать для успешной работы своих сотрудников.Также, одним из методов включенной адаптации можно отметить Job Shadowing. Его лучше всего применять, когда необходимо чтобы какой-то определенный сотрудник делал как уже опытный, активный или разбирающийся в каком-то конкретном направлении работник. Методика 7. «Job Shadowing»Целью данной методики является достижение и получение тех навыков, умений и знаний неопытным сотрудником у более опытного. Это касается и в целом, лишь нового сотрудника, так и неопытного в каком-то конкретном направлении. Предполагается, что один сотрудник становится тенью другого и выполняет абсолютно все задачи, что делает другой. Еще это можно обозначить как: «Делай как я», но особенностью является то, что здесь важно именно личное взаимодействие друг с другом [5].Также, одним из наиболее популярных и известных методов на сегодняшний день является наставничество, которое призвано разрешить множество запросов, возникающих в осуществлении профессиональной деятельности. Помимо этого, после проведения каждой из перечисленных методик необходимо получить обратную связь среди педагогического коллектива для лучшего понимания сотрудников и итогов проведенного мероприятия.Важным и необходимым в адаптации педагогического коллектива являются мероприятия по сплочению. Это могут быть мероприятия совершенно различного характера, которые подстраиваются под специфику каждой организации, под её профессиональный уклад и интересы сотрудников. Чаще всего, сотрудники прозябают в рутинной работе и профессионально-рабочих обязательствах. Мероприятия по сплочению призваны «разбавить» рабочий темп и улучшить как совместное взаимодействие, так и психологический климат внутри организации. Помимо этого, со стороны руководства необходимо производить мотивирование и стимулирование педагогического коллектива. Данные важные элементы могут быть осуществлены совершенно различными путями, например как: премирование, выражение благодарности конкретному сотруднику, повышение коэффициента заработной платы или надбавка за качество выполняемой работы, или вовсе поощрение выделившихся сотрудников как материальными, так и нематериальными благами (билеты в театр, выездная экскурсия, корпоратив и др.).   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Николаева Т.А. МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОЙАДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВАК ИННОВАЦИЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 401 - 410. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10514 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10514



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.