'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 57

Просмотры  95 просмотров

Махиня Н.А.

  


ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА ВНУТРИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье предлагается модель программы внеурочной деятельности для профилактики буллинга внутри классного коллектива учащихся 5 класса. Программа основывается на развитии социально-эмоциональных навыков, формировании положительных взаимоотношений и создании безопасной обстановки. В рамках программы предусмотрены групповые занятия по социально-эмоциональному развитию, клубы и кружки с общими интересами, а также проектные активности. Исследование предлагает решение проблемы буллинга в школьной среде и способы создания поддерживающей и безопасной атмосферы внутри классного коллектива.   

Ключевые слова:
буллинг, внеурочная деятельность, социально-эмоциональное развитие, профилактика, классный коллектив, социальные навыки.   


Современное образование сталкивается с рядом вызовов, включая проблему буллинга внутри классного коллектива. Буллинг представляет собой форму агрессии, которая проявляется в межличностных отношениях, и может иметь серьезные негативные последствия для здоровья и развития учащихся. Внеурочная деятельность, такая как дополнительные занятия и клубы, предоставляет возможность создать безопасную и поддерживающую среду, способствующую профилактике буллинга и развитию положительных взаимоотношений между учащимися.Существует значительное количество исследований, посвященных проблеме буллинга в образовательных учреждениях. Однако, внимание к использованию внеурочной деятельности в качестве профилактического инструмента для предотвращения буллинга внутри классного коллектива остается недостаточным. Поэтому, необходимо провести дальнейшее исследование с целью разработки и оценки эффективности такой модели.Основной проблемой исследования является отсутствие четкой модели и программы, основанных на использовании внеурочной деятельности для профилактики буллинга внутри классного коллектива. Возникает необходимость разработки и обоснования такого подхода, а также выявление основных факторов и условий, способствующих достижению положительных результатов.Целью данного исследования является обоснование и разработка модели программы внеурочной деятельности для профилактики буллинга внутри классного коллектива учащихся 5-го класса. Основной задачей исследования является создание безопасной и поддерживающей среды, способствующей формированию позитивных отношений между учащимися и предотвращению проявлений агрессии.Для разработки модели программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику буллинга, следует использовать комплексный подход, включающий теоретические основы и эффективные методологические инструменты. В основе данного подхода лежат принципы позитивной педагогики, развития социально-эмоциональных навыков, воспитания толерантности и взаимопомощи.Для эффективной реализации программы профилактики буллинга через внеурочную деятельность необходимы следующие условия:1. Поддержка администрации и педагогического коллектива: Важно, чтобы администрация школы и учителя полностью поддерживали исследование и реализацию программы. Они должны осознавать важность проблемы буллинга и готовы активно внедрять предлагаемые подходы.2. Обучение педагогов: Учителя должны быть подготовлены к работе с учащимися в рамках программы профилактики буллинга. Они должны получить обучение по темам, связанным с превентивными стратегиями, разрешением конфликтов, развитием социальных навыков и созданием безопасной среды внутри классного коллектива [1].3. Активное участие учащихся и их родителей: Учащиеся должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации программы. Их мнение и опыт могут быть ценными для определения конкретных мероприятий и активностей, способствующих предотвращению буллинга. Родители также должны быть включены в процесс и проинформированы о целях и задачах программы [2].Разработка модели программы внеурочной деятельности для профилактики буллинга основывается на предыдущих исследованиях в области буллинга, социально-эмоционального развития учащихся, позитивной педагогики и формирования положительных взаимоотношений. Эти исследования обеспечивают теоретическую основу и позволяют определить ключевые принципы и подходы, которые должны быть включены в программу.Предлагаемая модель программы внеурочной деятельности для профилактики буллинга основывается на активном взаимодействии учащихся, развитии их социальных навыков и формировании положительной классной обстановки. Программа включает следующие компоненты:1. Групповые занятия по социально-эмоциональному развитию: В рамках этих занятий учащиеся будут работать над развитием навыков эмоционального восприятия и саморегуляции, коммуникации, сотрудничества и управления конфликтами. Занятия будут проводиться под руководством опытных педагогов, использующих интерактивные методики и игровые формы работы [3].2. Клубы и кружки с общими интересами: Учащимся будут предоставлены возможности выбрать внеурочную деятельность в соответствии с их интересами, например, спортивные клубы, художественные кружки, клубы чтения и др. Эти группы помогут создать позитивную атмосферу внутри классного коллектива и способствовать развитию дружеских отношений между учащимися.3. Проектные активности совместно с другими классами или школами: Организация проектных активностей позволит учащимся работать в команде, развивать навыки сотрудничества, обмена мнениями и решения проблем [4]. Проекты могут быть посвящены важным социальным темам, например, толерантности, межличностным отношениям, эмоциональной безопасности и т.д.Для успешной реализации программы профилактики буллинга через внеурочную деятельность необходимо разработать детальный план действий, включающий следующие этапы:1. Подготовительный этап:- Анализ текущей обстановки и проблемы буллинга внутри классного коллектива.- Определение целей и задач программы.- Изучение литературы и проведение исследований по теме.2. Разработка программы:- Определение основных компонентов и активностей программы.- Установление целей и ожидаемых результатов для каждого компонента.- Создание плана занятий и мероприятий с учетом последовательности и прогрессии.3. Пилотное тестирование:- Проведение пилотного тестирования программы на небольшой группе учащихся 5 класса.- Сбор обратной связи от участников и учителей.- Анализ результатов и внесение необходимых корректировок в программу.4. Расширение и масштабирование программы:- Распространение программы на все классы 5-го уровня образования.- Организация систематического проведения занятий и мероприятий внеурочной деятельности.- Оценка эффективности программы и регулярный мониторинг результатов.Предлагаемая модель программы внеурочной деятельности основана на принципах позитивной педагогики, сотрудничества, развития социально-эмоциональных навыков и формирования положительной классной обстановки. Она предлагает комплексный подход, включающий групповые занятия по социально-эмоциональному развитию, клубы и кружки с общими интересами, а также проектные активности совместно с другими классами или школами.Программа способствует развитию учащихся во всех аспектах их личности, формирует у них навыки эмоциональной регуляции, конструктивной коммуникации, сотрудничества и управления конфликтами. Она также способствует созданию положительной обстановки в классе, где каждый учащийся ощущает поддержку и уважение со стороны своих одноклассников и учителей.Предлагаемая модель программы внеурочной деятельности для профилактики буллинга внутри классного коллектива учащихся 5-го класса представляет собой комплексный подход, основанный на развитии социально-эмоциональных навыков, формировании положительных взаимоотношений и создании безопасной классной обстановки. Она включает групповые занятия по социально-эмоциональному развитию, клубы и кружки с общими интересами, а также проектные активности [5].Предлагаемая программа имеет высокую значимость для социально-образовательной практики, так как она направлена на предотвращение и профилактику буллинга, формирование позитивной атмосферы в классе и развитие социальных навыков учащихся. Она помогает создать безопасное и поддерживающее окружение, где каждый учащийся может расти и развиваться.Программа предоставляет возможности для участия всех учащихся 5-го класса и активного взаимодействия с учителями и родителями. Она способствует укреплению связей в классном коллективе, формированию толерантности и эмоциональной безопасности. Кроме того, программа может быть адаптирована и распространена на другие классы и школы, что открывает возможности для ее масштабирования и применения в широком контексте.Для успешной реализации программы внеурочной деятельности для профилактики буллинга необходимо обеспечить следующие условия:1. Поддержка и активное участие администрации и педагогического коллектива школы.2. Обучение и подготовка учителей, включая методы работы с учащимися в рамках программы.3. Вовлечение учащихся и их родителей в процесс разработки и реализации программы.4. Доступность и ресурсное обеспечение для проведения групповых занятий, клубов и проектных активностей.Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на оценку эффективности программы, сбор обратной связи от участников и реализация корректировок в программе в соответствии с полученными результатами. Также возможно расширение и адаптация программы для других возрастных групп и контекстов образования.Исследования также могут быть проведены по исследованию долгосрочного влияния программы на предотвращение буллинга и формирование позитивной обстановки в классе, а также сравнение эффективности различных подходов к профилактике буллинга через внеурочную деятельность. В целом, разработка и реализация программы профилактики буллинга внутри классного коллектива через внеурочную деятельность представляет собой важное направление работы по созданию безопасного и поддерживающего образовательного пространства для учащихся.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Махиня Н.А. ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА ВНУТРИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 379 - 386. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10510 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10510



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.