'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 54

Просмотры  24 просмотров

Бородин А.В.

  


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ОБЖ *

  


Аннотация:
в данной статье анализируется система работы по военно-патриотическому воспитанию на уроках ОБЖ.   

Ключевые слова:
воспитание, школа, ОБЖ.   


В современной общественно-политической ситуации для отечественного образования одним из ключевых вопросов стал вопрос патриотического воспитания обучающихся.Воспитание современной молодёжи в духе патриотизма – одно из важнейших направлений подготовки подрастающего поколения к выполнению важнейших общественных функций в различных сферах человеческой жизни. Что подразумевается под термином «патриотическое воспитание»? Это система мер идеологического, духовного, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, которые призваны обеспечить формирование у подрастающего поколения гражданской позиции [1].Так как школа остаётся важнейшим институтом, влияющим на воспитание человека, то на учителей возлагается сложная задача всесторонне подготовить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, таких, кого можно назвать «патриотом».Подрастающее поколение легко подпадает под воздействие разнообразных идеологий из-за того, что психика не до конца сформировалась. Представляется, что для решения проблемы воспитания патриотизма у детей и молодёжи нужно способствовать формированию у них активной жизненной позиции, приобщать их к нравственным и духовным ценностям, возрождать национальные традиции.В курсе ОБЖ основного общего и среднего общего образования возможная реализация заявленного направления как через теоретические, так и через практические занятия. К примеру, изучение темы «Автономное существование человека в природных условиях» подразумевает использование межпредметных связей с литературой. На уроке анализируются отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого. После чтения обучающимся задаются такие вопросы:- Что пришлось пережить А. Маресьеву в условиях вынужденной автономии?- Как вы считаете, что помогло ему выжить, в таких условиях?Исходя из этого, можно сказать, что привлечение межпредметных связей не только помогает достичь предметных результатов на уроке, но и способствует патриотическому воспитанию личности [3]. Еще одним примером реализации воспитательного потенциала урока является одно из занятий в разделе «Чрезвычайные ситуации природного характера». Это урок «Люди, призванные спасать». В ходе урока ученики могут приводить в пример истории реальных людей, совершивших героические поступки при спасении людей в чрезвычайных ситуациях. Итогом обсуждения личностей спасателей могут стать следующие вопросы:- На ваш взгляд, почему люди выбирают профессию спасателя?- Назовите риски, с которыми связана работа спасателя.- Дайте характеристику портрета человека-спасателя.Главным итогом такого урока должна стать выработка у учеников желания быть похожим на спасателя, потребности приносить пользу обществу.В разделе «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» при изучении темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» возможно воспитание патриотизма через собственный эмоциональный опыт сопереживания трагедиям в истории нашей Родины. Отдельный урок посвящается аварии на Чернобыльской АЭС. Сведения о фактах и людях, имеющих отношение к катастрофе, черпаются из книги «Чернобыль». Ученики готовят индивидуальные сообщения о подвигах ликвидаторов аварии, рассказывают о родственниках и знакомых, столкнувшихся в жизни с этой трагедией. Такое построение урока, привлекаемые материалы дают сильный эмоциональный отклик у учеников. Это является важной ступенью в формировании активной гражданской позиции подрастающего поколения.Особое значение в военно-патриотическом воспитании обучающихся имеют практические занятия. В частности, изучение раздела «Основы военной службы» в 10-11 классах направлено на подготовку молодежи к выполнению долга по защите Отечества [3].Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техникой части осуществляется во время проведения учебных сборов в конце десятого года обучения. Таким образом, полевые занятия являются проверкой полученных на уроках ОБЖ практических навыков и позволяют ученикам оценить свою подготовку к защите Родины.Ученики старших классов уже достаточно осознанно проявляют интерес к военному делу. Поэтому необходимой частью военно-патриотического воспитания в этом возрасте является изучение военной присяги. Это раскрывает важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показывает, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.Одной из эффективных форм работы на уроках ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию является просмотр и обсуждение учебных фильмов по таким темам, как «Воинские уставы», «Размещение и быт военнослужащих», «Виды вооруженных сил». Система работы по военно-патриотическому воспитанию на уроках ОБЖ невозможна без внеурочных занятий. Такая деятельность организуется сразу в нескольких направлениях: уроки мужества; военно-спортивные мероприятия; экскурсионная деятельность.Уроки мужества приурочиваются к знаменательным событиям в жизни Родины: Дням воинской славы, дням различных родов войск, Дню Победы. Наибольшее воспитательное воздействие имеют мероприятия, проводимые с участием людей, связанных с военным делом: военнослужащих, ветеранов боевых действий. Личный пример воинов – лучший стимул для саморазвития и самовоспитания молодёжи [4].Военно-спортивные мероприятия являются неотъемлемой частью работы по воспитанию юных патриотов. Они организуются в течение учебного года и посвящаются различным знаковым моментам в жизни страны. Например, ежегодно в феврале проводится месячник военно-патриотической работы, приуроченный ко Дню защитника Отечества. Он включает разнообразные мероприятия, среди которых традиционные: смотр песни и строя, военно-спортивная эстафета среди команд мальчиков. Экскурсионная работа включает в себя экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы земляков. Такая работа позволяет ученикам почувствовать себя потомками и наследниками людей, живших на нашей земле, беззаветно её любивших и пожертвовавших многим для её свободы и процветания.Подводя итог, нужно сказать, что военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ – система, обеспечивающая эффективное становление патриотических основ личности обучающегося.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Бородин А.В. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ОБЖ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 357 - 361. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10507 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10507



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.