'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 53

Просмотры  25 просмотров

Абрашикова Н.Н.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается роль приемов визуализации в повышении уровня осмысленности кадет при овладении умениями работы с текстовой информацией. Цель работы – рассмотреть отдельные приёмы визуализации мышления обучающихся старших классов в процессе обучения литературе. Приведены примеры методических приёмов визуализации информации, активизирующих познавательную и речемыслительную деятельность обучающихся. Обоснована значимость визуальной грамотности школьников как части их информационной культуры.   

Ключевые слова:
визуализация, таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, кроссенс, облако слов, фотоколлаж, QR-код.   


90% всей информации, которую получает человек, – визуальная. Проблема различных проявлений визуальности в процессе обучения и воспитания является сейчас для школы очень актуальной. Визуализация – метод представления информации в виде оптического изображения. Современная молодежь в соцсетях ведет диалоги, используя смайлы, Gif-ки, МЕМы, то есть они легко визуализируют свои мысли готовыми шаблонами, поэтому им проще использовать методы визуализации для понимания и усвоения информации. [1, с.36] Визуальное мышление – это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку. Большую часть информации человек получает посредством зрения. Отсюда можно сделать вывод, что самым эффективным будет мышление, основанное на зрительном восприятии проблемы, то есть визуальное мышление. Такой тип мышления формируется посредством использования визуальных приёмов обучения, которые заслуживают сегодня такого же пристального внимания, изучения, систематизации, как и привычные вербальные. Грамотный подход к визуализации, обоснованное сочетание вербальных и визуальных форм работы на уроке помогут обеспечить переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулировать креативный подход, развить самостоятельность мышления. Применение современных приёмов визуализации позволяет учителю чередовать виды деятельности и способы подачи информации, уплотняет учебный материал, способствует повышению внимания и росту активности на уроке, помогает увидеть причинно-следственные связи. [2]Все мы знакомы с традиционными способами визуализации. Многие учителя русского языка использовали на уроках опорные конспекты Ю. Меженко. Экранизации литературных произведений помогали ученикам эмоционально погрузиться в текст, воздействовали на формирование художественного вкуса, давали ключ к пониманию художественного текста. Мультимедийные презентации позволяли учителю представлять информацию в удобной для восприятия форме.Но сегодня наряду с проверенными временем формами работы активно используются и новые: таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, кроссенс, облако слов, фотоколлаж, QR-код и др.На уроках литературы при изучении основных литературных методов мы составляли таймлайн –ленту времени. Теоретический материал, достаточно тяжелый для восприятия, стал визуально ярким и запоминающимся. Лента времени помогла структурировать объемную информацию, провести анализ, сравнение, систематизацию элементов, начиная с 18 и заканчивая 21веком. Создавали мы её с помощью https://time.graphics/ru/.Познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий способствуют интеллект-карты. Использовали мы их как на уроках изучения творчества писателей, так и на уроках подготовки к итоговому сочинению по литературе. Выбирали центральный образ-понятие и разветвлённую схему ассоциаций. Идея педагогического приема состоит в том, чтобы отразить причинно-следственные связи и найти место на этой карте новым информационным объектам. Особенно детям нравилось создавать видео-ментальные карты или работать на сайте https://creately.com/ru/lp/Программа-интеллект-карт-онлайн/.Программа VideoScribe помогала в создании живых презентаций (пример вступления к сочинению на морально-этическую). База презентации – голос выступающего, все остальные элементы адаптируются под рассказ. Графические элементы должны четко отражать суть сказанного и написанного, это создаёт «эффект параллельного следования». Можно использовать рисованный скрайбинг. Например, на уроке по произведению Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» создавали «ожерелье» из эпизодов. Каждый ученик выбрал эпизод произведения для краткого пересказа и анализа, а также на листе круглой формы нарисовал иллюстрацию. После ответа рисунок прикреплялся к доске, таким образом создавалась иллюстрированная цепочка событий произведения.Понравилось детям работать над видеомами- стихами, написанными на языке визуальных символов. С помощью этого приёма был проведен урок-викторина по поэзии Серебряного века. Использовались как видеомы А. Вознесенского, посвященные А. Ахматовой, В. Маяковскому, С. Есенину, так и созданные детьми.QR-код мы использовали при оформлении афиш к спектаклю по «Бесприданнице» А.Н. Островского. С помощью него можно было получить сведения о составе актеров, времени и месте проведения спектакля, а также оказаться в числе зрителей, приглашённых на заседание суда над «темным царством» Калинова.Еще один приём визуализации материала – лонгрид. К нему стоит обращаться, когда вы нашли интересную тему, которую сможете дополнить качественными фотографиями, иллюстрациями, видео или схемами. Так, ученики 10 класса составляли лонгрид-расследование уголовного преступления, совершенного Родионом Раскольниковым. Допросы свидетелей, рисунки с места преступления, улики, статья в газете «Еженедельная речь» и много другого интересного материала было собрано к уроку.Понравилось детям работать и с маргиналиями- пометками на странице книг. Эта форма работы использовалась при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Кроме того, активно использовались маргиналии при работе с текстами ЕГЭ по русскому языку. Используя приём сторителлинга, учитель создаёт интригу, формирует учебный интерес, проверяет знание текста. Сторителлинг (англ. storytelling) – это умение заразить зрителя, читателя или слушателя идеей с помощью историй. Так, ученикам 10 класса было предложено провести выборы градоначальника Глупова. Кандидат должен был представить свою программу, завоевать /подкупить доверие горожан, рассказать о себе, опираясь на текст «Истории одного города» М.Е. Салтыкова- Щедрина. Таким образом, полученный опыт дает возможность утверждать, что в обучении работе с текстовой информацией использования приёмов визуализации является хорошим способом достижения познавательных УУД, соответствует принципам системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода в обучении, помогает сделать урок насыщенным, интересным.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Абрашикова Н.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 352 - 356. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10506 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10506



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.