'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 49

Просмотры  97 просмотров

Швец А.М., Костенко Р.В.

  


ЗАЩИТА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОТОКЕ *

  


Аннотация:
в статье обозначены актуальные проблемы, связанные с тем, в условия современного информационного общества вопрос о защите государственной тайны стоит на пике актуальности, так как современные реалии развития информационных технологий, а также отношений подразумевают высокое и широкое использование современных источников для получения информации. Вместе с развитием технологий возникают и новые варианты получения сведений, которые содержат в себе государственную тайну. Целью данной статьи является выявление реальной государственной практики по защите государственной тайны с точки зрения соображения национальной безопасности, а также выработать несколько вариантов по его совершенствованию в условиях рисков информационной безопасности в обществе.   

Ключевые слова:
государственная тайна, доступ к информации, информационная безопасность, цифровая глобализация, свобода информации, государство, общество, информация.   


Вопрос защиты государственной тайны всегда был актуален, будь то шифрование писем в прошлых столетиях или криптографические средства защиты сейчас, цель которых всегда будет одна – защита информации. Современное российское государство значительно преобразилось как во внешнеполитическом смысле, так и в социально-экономическом, также значительные перемены смогли отразится и на некоторых положениях законодательства. Государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности российскому государству. В настоящий момент времени, охрана государственной тайны проходит в условиях, сформировавшихся и развивающихся новых рисков технического информационного общества, что требует необходимого анализа [1]. В современном мире любая информация выступает как стратегический ресурс. От правильного и эффективного использования информации зависит не только благополучие всего общества, но и в целом безопасность государства. На современном этапе значительно наблюдается радикальная трансформация средств коммуникации, обмен научно-технической, политической, культурной информации. Информационное пространство представляет собой бесконечные возможности развитию различных сфер деятельности, в котором пространственно-географические границы теряют свое значение [2]. В данном варианте, становится совершенно очевидно, что информационная площадка представляет собой системно-образующим фактором современного общества и оказывает огромное влияние на состояние политической, военной, социальной, экономической и иных составляющих безопасности российского государства, причем с прогрессом и развитием научных технологий данная зависимость будет только возрастать. Необходимо обратить внимание на то, что в век технологий огромное значение приобретает информационная паутина - «Интернет». Поскольку через него многие средства массовой информации и другие неофициальные источники могут контролировать и манипулировать общественном сознанием, способствуя тем самым политической дезориентации общества, разрушение институтов государства, осуществление правовых конфликтов между обществом и государством, а также значительно подорвать отношения между российским государством и другими странами. Изначально заложенная цель в сети «Интернет» выражалась в облегчении коммуникаций между людьми. Но данная цель оправдала себя не в лучшем свете, позволив с одной стороны, действительно улучшить достижение в области общения и передачи информации, но при этом с другой стороны, смогла предоставить возможность утечки информации. Как верно отмечает Головин С. А.: «Как наглядно демонстрируют события последних лет, исход вооруженной борьбы в военной сфере в большей степени будет зависеть от качества добываемой информации» [3].Нормативно-правовую основу по оформлению проблем информационной безопасности обеспечивают Федеральный закон «О государственной тайне» [4], «О безопасности» [5], «О средствах массовой информации» [6], «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7] и др. В данном контексте стоит отметить само понимание сущности информационной безопасности, которое раскрыто в Указе Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [8] информационная безопасность понимается как состояние защищенности общества и государства, отдельного гражданина от информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру. Более простыми словами, это состояние защищенности общества от недобросовестной информации либо от ее разглашения.Делая упор на вышеперечисленные положения документов с учетом современной реальности информационной платформе, можно выделить несколько угроз информационной безопасности России, которые могут особым образом повлиять на разглашение государственной тайны либо представить недостоверную информацию как государственной тайной:Угроза в подавлении и вытеснении российского СМИ с внутреннего рынка зарубежными информационными агентами;Угроза в недостоверной информации благодаря использованию специальных навыков в технической среде (фотошоп, видеоредактор, спецэффекты и т.п.);Угроза в российском СМИ потока сообщений крупнейших информационных агентств и телевизионных компаний информационных государств, которые пропагандируют собственные стереотипы и ценности, в том числе в вопросах государственной тайны;Угрозы в отстранении российских специальных служб от аналогичных иностранных ведомств по уровню и качеству соответствующей информации, использования современных технологий в области обеспечения государственной безопасности;Угроза в использовании социальных сетей для пропаганды иностранных государств необходимых им информации для российских граждан и т.п. Стоит заметить, что в настоящее время основные битвы проходят в телекоммуникационной сети «Интернет», чьей главной ценностью является секретная информация, которая, в первую очередь, представляет интерес для оборонных ведомств иностранных государств. В целях обезопасить возможность в получении данных, составляющих сведения о государственной тайне, отечественные специалисты создают условия, благодаря которым появляются варианты в сохранении секретных данных. Но порой, некоторым лицам какими-то своими способами и маневрами удается получить необходимую для них информацию.Для противодействия неправильного информационного восприятия современных реалий у граждан, необходимо выработать следующие случаи решения существующих проблем:Изложение истинных задач, целей, подходов, приемов и возможностей передавать действительную информацию, а также прямой трансляции именно из прямого места осуществления спецопераций, которые бы помогли составить видимость того, что происходит (но в условиях, когда это возможно);Выявление источников негативного влияния на военнослужащих и жителей пограничных территорий с последующим принятием правовых, организационных и иных мер для их устранения;Готовность оказать информационно-психологическую поддержку для граждан;Возможность оказывать информационно-психологическое воздействие на спецслужбы недружественных государств;Полноценная блокировка, всех источников пропаганды, которые используют недружественные страны в отношении российских граждан. Данную блокировку осуществлять так, чтобы не было никаких лазеек возможности ими воспользоваться.В настоящий момент времени, историческое развитие угрозы безопасности России посредством предоставления информации, носящий характер государственной тайны или недействительной информации носят явный характер и пытаются оказать негативное влияние на внутриполитическую обстановку. И от того, насколько будет эффективна профилактическая деятельность будет зависеть обеспечение безопасности страны на пограничных территориях. Информационная безопасность Вооруженных сил РФ выступает одной из важнейшей составляющей национальной безопасности государства, чьи интересы осуществляются благодаря эффективным средствам передачи секретных данных по сети «Интернет», которые составляют государственную тайну. Подобная информация является засекреченной. Рассматривая государственную тайну в военное области, затрагивая информацию «о содержании стратегических и оперативных планов, а также документов боевого управления по подготовке и провидению операции, тактико-технические характеристики и возможности боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах и рецептурах и технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения» [4]. В настоящий момент законодательством предусмотрена несколько статьей, регулирующих уголовную ответственность за нарушение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, к таким относятся: ст. 275 (Государственная измена), 276 (Шпионаж), 283 (Разглашение государственной тайны), 283.1 (Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну), 284 (Утрата документов, содержащих государственную тайну) [9]. Стоит учитывать, что в соответствии с официальными данными судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации согласно судебной статистике были выявлены следующие моменты, что за данные преступления, были осуждены:За 2019 год – 60 человек;За 2020 год – 61 человек;За 2021 год – 71 человек.Можно заметить динамику роста людей, которых признали виновными за совершения преступлений. Отсюда следует, что обеспечение защиты государственной тайны, с каждым годом становиться все более затруднительным процессом, особенно в эпоху технологий, когда благодаря «Интернету» для некоторых лиц открывается бесконечные возможности в получении необходимых им информации. В последнее время в мировом сообществе в развитие социальных сетей и технологий, в сети «Интернет» участились случаи передачи широкой общественности планов государственных учреждений по самым различным оборонным инициативам, начиная от создания нового оружия и заканчивая планами по проведению военных операций. Также имеется и случаи искажения реальности происходящего, фаворитом таких якобы секретных публикаций являются недружественные страны, чьи внешнеполитические цели оказываются обширными и нередко нарушают принцип международного публичного права.Еще несколько лет назад в отечественной прессе периодически ходила информация о том, что создаются попытки аналога российского Интернета. Данную позицию высказал сенатор в Липецкой области в Совете Федерации Кавджарадзе М. Г. еще в 2014 году на одном из заседания верхней палаты Парламента и заявил, что «стоит подумать над тем, чтобы создать свою собственную внутрироссийскую информационную систему, чтобы уйти из-под крыла США, иначе так и будут продолжаться утечки информации» [10]. Уже тогда появились проблемы с защитой информации российского государства, также проглядывалась явная угроза государственным интересам, причем не только, на тот момент, со стороны западных партнеров, но и среди других иностранных союзников. Но лишь спустя определенное количество времени данную идею смогли лишь начать реализовывать. На просторах СМИ появилась информация о создании аналога российской сети «Интернет» не только для российских граждан, но и для безопасности государства с его государственной тайной. Проект по информации, которая касается безопасности государства, получил название Закрытый сегмент передачи данных.В настоящий момент множество государственных учреждений могут создавать собственные защитные сети, функционирующие поверх общедоступного интернета. Для защиты и шифрования информации используется сертифицированные криптошлюзы, а именно обязательные требования для государственных информационных систем (ГИС) и критической информационной инфраструктуры (КИИ). Самые распространенные отечественные технологии в этом секторе — это линейка продуктов ViPNet компании Infotecs, комплексы шифрования «Континент» от компании «Код безопасности», шлюзы КриптоПро, шлюзы безопасности С-Терра и ряд других.Что касается именно «военного интернета России», то в таком случае, военная коммуникационная система не соединена именно с самим глобальным интернетом. Сами рабочие станции подключены к сети и работают о отечественным ПО, а также качественно защищены от несанкционированного доступа и имеют соответствующие аттестаты безопасности. В закрытом сегменте передачи данных (ЗСПД) функционируют различные сервисы, включая также электронную почту с возможностью передачи информации вплоть до грифа секретности «Особой важности».  Основной информационный ресурс в СЗПД доступен по адресу mil.zs, под которым функционирует множество доменов третьего уровня.Таким образом, можно подвести итог, что информация, которая содержит в себе сведения о государственной тайне, может значительно навредить и нанести ущерб государственным интересам в оборонной сфере, и поставить под угрозу существования военного комплекса РФ в случае ее рассекречивания. Благодаря информационной сети «Интернет» становится все более доступным и простым использование информации, содержащая в себе государственную тайну, нанося российскому государству, тем самым, неисполнимый ущерб его безопасности. Для решения соответствующей проблемы возникает необходимость дальнейшего совершенствования внутрироссийской информационной системы, которая смогла бы позволить сохранить в строжайшем секрете государственную тайну, а также интересы российского государства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Швец А.М., Костенко Р.В. ЗАЩИТА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОТОКЕ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 327 - 336. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10502 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10502



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.