'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 33

Просмотры  94 просмотров

Зотова Д.Н.

  


ФУНКЦИИ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ *

  


Аннотация:
статья рассматривает важные аспекты функций режима в исправительных учреждениях, включая обеспечение безопасности, социальную реабилитацию и надзор за осужденными. Автор исследует роль и значение эффективного режима для успешного функционирования коррекционных учреждений.   

Ключевые слова:
режим, исправительные учреждения, безопасность, реабилитация, надзор.   


Функции режима в исправительных учреждениях являются неотъемлемой частью системы наказания и реабилитации. Они направлены на обеспечение безопасности, социальной реабилитации и надзора за осужденными. В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты и значение режима в исправительных учреждениях.Обеспечение безопасности:Физическая безопасность заключенных и сотрудников исправительного учреждения.Предотвращение и разрешение конфликтов внутри учреждений.Обеспечение порядка и дисциплины в учреждении.Социальная реабилитация:Предоставление образовательных программ и профессиональной подготовки для осужденных.Психологическая поддержка и консультирование для улучшения психологического благополучия заключенных.Поддержка в социальной адаптации после освобождения.Надзор и контроль:Мониторинг поведения и активности заключенных.Подготовка к ресоциализации и возвращению в общество.Соблюдение стандартов и нормативов в учреждениях.Однако функции режима также сталкиваются с рядом вызовов, включая сопротивление заключенных, бюджетные ограничения и необходимость непрерывного обучения персонала.Для успешного функционирования исправительных учреждений необходимо уделять внимание сбалансированному подходу к режиму, учитывая потребности и особенности каждого заключенного. Эффективный режим может играть ключевую роль в уменьшении рецидива преступлений и обеспечении безопасности общества. Исполненному преступному деянию должна отвечать правильная, равная по силе мера пресечения. Несмотря на то, что законодатель на постоянной основе улучшает образовательные меры воздействия для того, чтобы подрастающее поколение соответствовало законопослушному поведению, статистические данные свидетельствуют, что проблемный момент преступных деяний и пресечений за них продолжает быть. Когда лицо нарушает законодательные нормы, то это говорит о том, что его изначальная социальная адаптация не увенчалась успехом. Чтобы войти в социум, этому человеку требуется повторное воспитание. Только так этот человек будет в дальнейшем совершать такие деяния, которые будут отвечать положениям законодательства. Но, перед началом перевоспитания, чтобы достигнуть баланса в социуме, человек, совершивший преступное деяние, должен понести заслуженную меру наказания. В обязанности пенитенциарного механизма включаются меры пресечения, перевоспитания людей. Для того чтобы образовать обстоятельства для перевоспитания заключенных, образуются определенные обстоятельства жизни, объединение коих носит название режима. Обратимся к самому понятию «режим». Термин «режим» имеет латинские корни «regimen». В соответствии с его происхождением, это слово значит управленческую, правленческую деятельность. В пенитенциарной формулировке слово указано в ч. 1 статьи 82 УИК России. В соответствии с данной нормой, это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим регулирует все сферы деятельности и взаимоотношений персонала уголовно-исполнительной системы и содержащихся на их территории заключенных.Сам режим как совокупность лишений и ограничений прав и свобод заключенного выражает сущность наказания в виде лишения свободы. Однако, помимо изоляции и надзора за осужденными, режим призван обеспечить их охрану, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения.Поскольку режим на территории исправительного учреждения (далее — ИУ) и на прилегающей к нему территории, регламентирует жизнь не только осужденных, но и администрации ИУ, то в литературе по уголовно-исполнительному праву режим зачастую употребляется в двойном смысле: 1) как некая совокупность правил, регламентирующих порядок исполнения наказаний сотрудниками исправительного учреждения; 2) как совокупность правил и норм отбывания наказаний осужденными.Таким образом, режим есть сложно организованная система, выполняющая ряд функций. Основными функциями режима являются:1) карательная;2) охранительная;3) регулятивная;4) функция социального контроля;5) обеспечительная (создание условий для применения других форм исправления);6) воспитательная.Задача наказания заключается в определении разных ограничительных мероприятий в отношении прав и свобод заключенного во время отбывания наказания. Ограждение от общественности приводит к тому, что возникает ограниченность в связях с социумом у заключенных (встречи, получение передачек, писем, звонки и др.). Но данные ограничительные мероприятия не выступают в качестве всеохватывающих, поскольку они не распространяются на все правомочия субъектов (к примеру, на имущество, семью, труд). Но у заключенных остается правомочие на получение сведений. Данное правомочие уменьшает показатели изолирования заключенного от общественности. Последнее в некой степени оказывает влияние на ресоциализацию заключенных.Также, задача наказания подразумевает непрекращающийся надзор за деяниями заключенного (он пребывает под охраной, его передвижения осуществляются под конвоированием). Заключенным не разрешают выходить за пределы объектов жилья и производства, покидать без дозволения уполномоченного лица границу изолированной местности. Посредством наказания удается исполнить задачу охраны режима, главное предназначение которой выражается в обеспечении общественной безопасности. В пункте 58 минимальных стандартов в обращении с людьми, которые были приговорены к заключению, указано, что задачей и функцией приговора к общественной изоляции выступает в результате обеспечение общественной безопасности. Задача охраны подразумевает содержание заключенных под строжайшей охраной, непрекращающийся контроль за ними, режим особенных условий (статья 85 УИК России), мероприятия безопасности (статья 86 УИК России) и др. Уровень общественной изоляции заключенного исходит от разновидности специализированного учреждения, которое необходимо для исправления заключенных, в коем последние проходят меру пресечения. Самые строжайшие условия, а значит, максимальная изоляция, образованы в колониях особого режима (любых разновидностей). Минимальный изоляционный уровень характерен для учреждений поселенческого типа.Регулятивная функция режима осуществляется путем определения режима исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный. Уголовно-исполнительный закон предполагает дифференциацию условий отбывания наказаний (следовательно, и степень изоляции) в пределах одного исправительного учреждения в зависимости от поведения осужденных, путем введения обычных, облегченных и строгих условий отбывания наказания. Степень изоляции также может быть усилена за счет применения строгих мер дисциплинарного наказания, например, водворение в штрафной изолятор (ШИЗО) и дисциплинарный изолятор в воспитательных колониях (ДИЗО), одиночную камеру либо в помещение камерного типа (ПКТ) или единое помещение камерного типа (ЕПКТ). В зависимости от того, как протекает воспитательный процесс, могут быть применены такие меры поощрения или наказания, как перевод осужденных из исправительных колоний в тюрьму или из колонии-поселения в исправительную колонию общего или строгого режима. Это позволяет оказывать существенное влияние на процесс перевоспитания, так как порядок отбывания наказания в колониях особого режима значительно отличается от порядка отбывания наказания в колониях общего режима, тюрьмах и колониях-поселениях.Функция социального контроля реализует полный контроль за всем ходом и порядком исполнения уголовного наказания. Ч. 6 ст. 82 УИК РФ наделяет администрацию исправительного учреждения правом на производство досмотра находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, а также транспортных средств. Она наделена правом на изъятие запрещенных вещей и документов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.Порядок производства обысков и досмотров определен Министерством юстиции Российской Федерации и согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений включают в себя перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Кроме этого, правила внутреннего распорядка исправительных учреждений регулируют процедуру хранения изъятых у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Если хранение изъятых предметов либо продуктов питания не предусмотрено, они уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. В том случае, если владелец ценностей не установлен, они обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если же ценные бумаги приобретены осужденным в установленном порядке, они хранятся администрацией исправительного учреждения до момента его освобождения.Некоторые авторы особенно отмечают предупредительную и предупредительно-профилактическую функции, которые, в свою очередь, входят в функцию социального контроля.Предупредительная функция вытекает из положений ст. 84 УИК РФ, согласно которой администрация исправительных учреждений может осуществлять оперативно-розыскную деятельность, благодаря чему становится возможным обеспечить надлежащим образом следующих мероприятий:1) безопасность осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц, находящихся на территории ИУ или на территории, входящей в область действия режимных требований;2) выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся, совершаемых или уже совершенных преступлений в исправительных учреждениях и нарушений установленного порядка отбывания наказания;3) розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также уклоняющихся от отбывания лишения свободы;4) содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.Для выполнения оперативно-розыскной деятельности в состав исправительных учреждений входит оперативный аппарат. В случае необходимости Федеральный закон от 05.07.1995 № 144-ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности» предусматривает возможность ведения оперативно-розыскной деятельности другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.Также для предупреждения побегов и других преступлений на основании ст. 83 УИК РФ администрация исправительного учреждения вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.Как уже отмечалось ранее, уголовно-исполнительный закон Российской Федерации, подчеркивая карательную сущность режима, вместе с тем допускает возможность предоставления осужденным некоторых его послаблений. Так, согласно ст. 97 УИК РФ осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, может быть разрешен выезд за пределы исправительных учреждений.Кроме того, ослабление режимных требований в соответствии с ч. 1 ст. 89 УИК РФ может быть выражено и в форме предоставления осужденным длительных свиданий с правом проживания вне территории колонии, перевода на облегченные (ч. 2 ст. 122 УИК РФ) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 4 ст. 133 УИК РФ) и т. п.Подводя итог, можно сказать, что режим в исправительных учреждениях — сложная, многокомпонентная система правил и предписаний. Наряду с регулированием деятельности сотрудников исправительного учреждения, он также является одним из важнейших психолого-педагогических инструментов перевоспитания лиц, осужденных к лишению свободы. Функции режима в исправительных учреждениях представляют собой критически важный элемент системы уголовного наказания и реабилитации. Обеспечение безопасности, социальной реабилитации и надзор за заключенными является необходимым для достижения целей уголовно-правовой системы, включая снижение рецидива и обеспечение безопасности общества.Важно понимать, что функции режима не ограничиваются только физической безопасностью. Они также включают в себя психологическую поддержку, образование и подготовку к возвращению в общество после отбытия наказания. Такой комплексный подход способствует социальной адаптации заключенных и повышает вероятность успешной реабилитации. Несмотря на вызовы, с которыми сталкиваются исправительные учреждения, такие как сопротивление заключенных и бюджетные ограничения, правильное управление режимом и соблюдение стандартов являются ключевыми для обеспечения успеха. Инновации и лучшие практики также могут улучшить работу режима и повысить эффективность реабилитации осужденных.В заключение, функции режима в исправительных учреждениях играют важную роль в достижении гуманитарных и правовых целей уголовно-правовой системы. Понимание и оптимизация этих функций способствуют созданию более справедливой и безопасной среды для всех участников, содействуя реабилитации осужденных и уменьшению преступности в обществе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Зотова Д.Н. ФУНКЦИИ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 227 - 236. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10486 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10486



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.