'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 25

Просмотры  25 просмотров

Беляева В.С.

  


ЗНАЧЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ГЛАВОЙ 27 УК РФ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены отдельные аспекты деятельности органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора в обеспечении справедливого расследования уголовных дел, связанных с нарушением правил дорожного движения и безопасности дорожного движения. Отдельно выделены этапы реализации функций надзора по обозначенной категории дел, а также обозначена нормативная база.   

Ключевые слова:
прокурорский надзор, органы прокуратуры, безопасность дорожного движения, нарушение ПДД.   


Согласно данным официальной статистике о состоянии преступности за январь-август 2023 года (аналогично с тем же периодом за 2022 год) – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средства занимает шестое место по наиболее часто совершаемых в структуре преступности Российской Федерации. Так, в 2023 году было совершено 11577 тысяч преступлений в исследуемой области, из которых было раскрыто 10635 тысяч (в 2022 году совершено 17595 тысяч, раскрыто – 15910 тысяч) [6,7]. Такое значительное количество, совершенных преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, связано, прежде всего, с тем, что практически каждый гражданин в России использует для передвижения личный или общественный транспорт. Несмотря на то, что государство регулярно ищет эффективные механизмы правового, организационного и материального обеспечения безопасности дорожного движения, уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается достаточно высоким. Так, за 2023 год было зарегистрировано 91 255 тысяч дорожно-транспортных происшествий, основной причиной которых является «нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств: нарушение скоростного режима, несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда пешеходного перехода» [5].Одним из средств воздействия на участников дорожного движения, применяемого государством в целях формирования правомерного отношения водителей к поведению на дороге и, как следствие, минимизации количества дорожно-транспортных происшествий, а также их последствий, выступает процедура привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.В свою очередь, несмотря на принимаемые государством меры, данная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных и требует консолидации усилий со стороны государственных органов и общественных институтов. В данных целях органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения, а также за ходом расследования по обозначенной категории дел.Общие требования к организации прокурорского надзора в исследуемой сфере и полномочия прокурора при реализации надзорной деятельности регламентированы такими правовыми актами, как: Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2], приказ Генпрокуратуры России от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [3], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [1] и др.Отдельно стоит заметить, что в указании Генпрокуратуры России от 19 марта 2020 года № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» установлено, что «при осуществлении надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, посягающих на безопасность дорожного движения, своевременно проверять законность принятых процессуальных решений по итогам доследственных проверок и предварительного расследования, обеспечить мерами прокурорского реагирования выяснение всех обстоятельств, подтверждающих факты привлечения граждан к административной ответственности, в том числе посредством реализации предоставленных пунктом 4 части 2 статьи 37 УПК РФ полномочий давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий» [4].Проанализировав вышеуказанные акты, можно заметить, что прокурорский надзор за расследованием преступлений, связанных с безопасностью дорожного движения, является одной из важных функций прокуратуры. Она направлена на обеспечение законности и эффективности расследования подобных преступлений, а также защиту прав и интересов граждан в сфере безопасности дорожного движения.Прокурорский надзор в этой области осуществляется прокурорами, специализирующимися на делах о безопасности дорожного движения. Они следят за ходом расследования, проверяют законность действий правоохранительных органов и соблюдение процессуальных норм при сборе доказательств. Кроме того, прокуроры имеют право привлекать к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения в ходе расследования или принявших несвоевременные меры по пресечению преступлений в сфере безопасности дорожного движения.Прокурорский надзор включает в себя следующие основные этапы:1. Контроль за правильностью проведения предварительного расследования. Прокуроры проверяют, проводятся ли следственные действия в соответствии с законом, а также соблюдаются ли права и законные интересы всех сторон. Они имеют право требовать исправления недостатков и нарушений в ходе расследования.Сотрудники прокуратуры зачастую сталкиваются с тем, что на стадии предварительного производства часто допускаются ошибки, которые, не всегда могут быть исправлены в ходе судебного разбирательства, поэтому для законности и справедливости приговора суда неоспоримо значение процессуальных документов, которые подготавливаются для передачи на рассмотрение в суд.В данной связи органами прокуратуры утверждается обвинительное заключение на предмет установление всех обстоятельств, обозначенных в ст. 73 УПК РФ: «событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания» [1].2. Отдельно стоит выделить такие направление прокурорского надзора в обозначенной сфере, как направление мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В настоящее время прокуроры не имеют полномочий возбуждать уголовное дело, однако, в случае если в ходе проверки выявляются факты нарушения уголовного закона и возникает вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела, прокурор, в соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направляет в соответствующие органы всю выявленную информацию о действиях, содержащих признаки преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.3. Контроль за судебным разбирательством. Прокуроры следят за правильностью судебного процесса, занимают активную позицию на стадии рассмотрения дела в суде. Они также могут подавать апелляции в вышестоящие суды, если они не согласны с вердиктом или решением.Эффективное поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам способствует формированию единообразной практики назначения наказаний. Так, Гудермесский городской суд Чеченской Республики приговором от 10 сентября 2019 года признал гражданина виновным в совершении преступления по ч. 1 ст. 264 УК РФ и назначил ему наказание в виде 8 месяцев ограничения свободы и запрета на управление транспортными средствами в течение 4 месяцев. Государственный обвинитель при анализе данного судебного решения обнаружил, что суд первой инстанции не объяснил мотивы признания обстоятельств дела смягчающими, указанных в пунктах «а» и «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ. Также прокурором были выявлены нарушения, связанные с тем, что обвиняемому не установлено ограничение свободы и не назначено иные виды дополнительных наказаний. Вышеуказанные обстоятельства, отображенные в апелляционном представлении, послужили основанием для изменения приговора суда первой инстанции [8]. 4. Прокурорский надзор за исполнением приговоров по уголовным делам является одним из ключевых направлений деятельности прокуратуры. Он предполагает контроль над соблюдением законодательства в процессе исполнения приговоров, а также прав и законных интересов осужденных и потерпевших. Таким образом, прокурорский надзор в обеспечении справедливого расследования уголовных дел, связанных с нарушением правил дорожного движения и безопасности дорожного движения, является одним из основных инструментов, направленных на борьбу с дорожно-транспортными происшествиями, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Расследование уголовных дел данной категории представляет собой сложный и ответственный процесс, требующий от правоохранительных органов и прокуратуры строгого соблюдения законодательства и принципов справедливости. Однако, для повышения эффективности надзора необходимо обеспечить достаточные ресурсы и специализированную подготовку прокуроров в данной области.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Беляева В.С. ЗНАЧЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ГЛАВОЙ 27 УК РФ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 171 - 177. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10478 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10478



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.