'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 5
  4. Научная статья № 18

Просмотры  27 просмотров

Туриспаев Е.М., Тажиева С.К.

  


АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН *

  


Аннотация:
данная статья проводит анализ финансирования социально-экономических проектов в Республике Казахстан. Введение в тему описывает значимость финансирования для развития регионов и обосновывает актуальность исследования. Основная часть статьи представляет собой обзор социально-экономической ситуации в стране и анализ различных источников финансирования, включая государственное финансирование, иностранные инвестиции и общественно-частное партнерство. Кроме того, проводится детальный анализ финансирования проектов в различных секторах, таких как инфраструктура, здравоохранение и образование, а также поддержка малого и среднего бизнеса. Статья также оценивает эффективность и результаты реализации проектов, выявляет факторы успеха и причины неудач.   

Ключевые слова:
инвестиции, экономика, Казахстан.   


Прогноз социально-экономического развития страны на 2022-2026 годы сформирован согласно различным сценариям развития мировой экономики и экономики страны с учетом следующих параметров:отчетных статистических данных по ВВП за 2020 год и итогов развития экономики за январь-июль т.г.;обновленных прогнозов международных финансовых организаций по росту мировой экономики. Так, в 2022 году ожидается рост мировой экономики на 4,9%, в 2023 году — на 3,5% (прогноз ВБ);согласно консенсус-прогнозу МФО, в 2022 году цены на нефть будут на уровне $64,5 за баррель, а в 2023 году — на уровне $58 за баррель. В зависимости от внешних и внутренних условий разработаны базовый, оптимистический и пессимистический сценарии развития экономики Казахстана на 2022-2026 годы.Среднегодовой рост ВВП при базовом сценарии составит 4,8%, оптимистическом — 5 % и пессимистическом— 4,6%.В качестве основы для бюджетного планирования предлагается использовать базовый сценарий.«При данном сценарии в 2022 году реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9%. В 2026 году он ускорится до 5,2%. Номинальный ВВП в 2022 году составит 87,1 трлн тг, а в 2026 году — 119,9 трлн тг. Ожидается положительный рост во всех базовых отраслях. Добыча нефти в 2022 году составит 87,9 млн тонн с увеличением в 2026 году до 107,4 млн тонн. Экспорт товаров в 2022 году прогнозируется на уровне $60,1 млрд и к 2026 году увеличится до $79,8 млрд», — проинформировал А. Иргалиев. Импорт товаров увеличится с $40,8 млрд в 2022 году до $43,4 млрд в 2026 году. Сальдо торгового баланса вырастет с $19,3 млрд до $36,4 млрд. С учетом данных макроэкономических показателей разработан следующий прогноз бюджетных параметров.Как сообщил министр нацэкономики, доходы республиканского бюджета в 2022 году по прогнозам составят 9,2 трлн тг, в 2023 году — 9,7 трлн тг, в 2024 году — 10,4 трлн тг. Гарантированный трансферт предлагается определить в 2022 году в размере 2,4 трлн тг, в 2023 году — 2,2 трлн тг и в 2024 году — 2 трлн тг и направить на финансирование социальных обязательств.«С учетом этого разработан и на рассмотрение выносится проект Закона о гарантированном трансферте из Национального фонда на 2022-2024 годы. Кроме этого, предлагается в 2022 году привлечь целевой трансферт из Национального фонда в размере 550 млрд тг, в 2023-2024 годах по 400 млрд тг ежегодно. Дефицит бюджета в 2022 году прогнозируется на уровне 3,3% к ВВП с последующим снижением до 2,5% к ВВП в 2024 году», — проинформировал министр нацэкономики. Ненефтяной дефицит в 2022 году по прогнозам составит 8,1% к ВВП с последующим снижением до 6,3% к ВВП в 2024 году. Расходы республиканского бюджета прогнозируются в 2022 году в объеме 15,9 трлн тг, в 2023 году — 15,6 трлн тг и в 2024 году — 16 трлн тг. При цене на нефть в $60 за баррель поступления от нефтяного сектора в Национальный фонд по прогнозам вырастут с 2,5 трлн тг в 2022 году до 3 трлн тг в 2024 году. С учетом планируемых трансфертов валютные активы Национального фонда по прогнозам вырастут с $55,3 млрд в 2022 году до $61,6 млрд в 2024 году.По словам А. Иргалиева, в целях достижения стратегических инициатив Елбасы, выполнения поручений Главы государства, реализации предвыборной программы партии «Нур-Отан», а также в соответствии с общенациональными приоритетами разработан Прогноз социально-экономического развития на 2022-2026 годы.«В целях повышения благосостояния населения для обеспечения устойчивого и качественного роста экономики в рамках среднесрочной экономической политики будут приняты следующие меры: стабилизация макроэкономических показателей, формирование нового инвестиционного цикла, сбалансированное развитие регионов, диверсификация экономики, улучшение бизнес-климата, развитие цифровой экономики, человеческого капитала и эффективной системы государственного управления», — сказал А. Иргалиев.  В свою очередь председатель Национального банка Ерболат Досаев сообщил, что восстановление национальной экономики продолжается на фоне улучшения внешних условий, действующего фискального стимулирования и низкой базы прошлого года.«Необходимо отметить, что дальнейшие темпы развития мировой экономики сопряжены с рисками распространения дельта штамма коронавируса и низких темпов вакцинации в развивающихся странах. Благодаря антикризисным инициативам Главы государства экономика Казахстана продолжает восстанавливаться и за 7 месяцев т.г. выросла на 2,7%. По итогам т.г. Национальный Банк ожидает возвращения к докризисному уровню с ростом ВВП до 3,7%», — отметил Е. Досаев.Реализация совместных мер Правительства и Национального Банка по обеспечению макроэкономической стабильности позволила добиться положительных изменений в казахстанской экономике, что подтверждается международными рейтинговыми агентствами. Суверенный рейтинг Казахстана повышен со стороны агентства Moody's до уровня «Baa2», впервые с 2006 года, а также подтвержден со стороны агентства Fitch на уровне «BBB», в обоих случаях со стабильным прогнозом.«На основании вышеизложенного, Национальным Банком обновлен прогноз основных показателей денежно-кредитной политики и платежного баланса для Прогноза социально-экономического развития на 2022-2026 годы», — подчеркнул глава Нацбанка.По оценкам Национального Банка, с учетом повышенного внешнего инфляционного фона, сохраняющихся внутренних дисбалансов со стороны предложения, а также продолжающихся мер фискального стимулирования, инфляция к концу 2021 года ожидается в коридоре 6-7%. Оценка инфляции будет уточнена по итогам очередного прогнозного раунда в сентябре т.г.В соответствии с июльским поручением Главы государства совместно с Правительством проводится активная работа по реализации пакета мер антиинфляционного реагирования. Успешная реализация вышеуказанных мер является необходимым условием для снижения инфляции до 4-6% в 2022 году, 4-5% в 2023-2024 годах, 3-4% в 2025-2026 годах в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития на 2022-2026 годы. Данные таргеты соответствуют Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года.Как отметил Е. Досаев, в соответствии с целями Национального плана развития Казахстана до 2025 года, увеличение несырьевого экспорта и снижение зависимости от импорта будут способствовать в течение прогнозного периода сокращению дефицита текущего счета платежного баланса и переходу в зону профицита до (+)1,9% к ВВП в 2026 году.«Ожидается поэтапный рост экспорта товаров до $80 млрд в 2026 году. Рост нефтяного экспорта будет обеспечен увеличением объемов добычи нефти, начиная с середины 2023 года. Ненефтяной экспорт вырастет вследствие постепенного восстановления мирового спроса, предполагаемого роста цен на металлы и наращивания несырьевого экспорта», — заверил глава Нацбанка.  Доходы республиканского бюджета составят в 2022 году 9,2 трлн тг, в 2023 году — 9,7 трлн тг, в 2024 году — 10,4 трлн тг. Дефицит бюджета планируется с поэтапным снижением с 3,3% к ВВП в 2022 году до 2,5% к ВВП в 2024 году. При этом ненефтяной дефицит за указанный период снизится с 8,1% к ВВП до 6,3% к ВВП.Расходы на среднесрочный период сформированы с учетом общенациональных приоритетов РК до 2025 года. В 2022 году расходы составят 15,9 трлн тг с увеличением от плана т.г. на 577 млрд тг. Текущие расходы бюджета определены на уровне 14,9 трлн тг на следующий год. Объем бюджета развития планируется в сумме 1 трлн тг в 2022 году.Как подчеркнул Е. Жамаубаев, социальная направленность бюджета сохранена. В структуре расходов доля социального сектора составляет 50%. Так, в 2022 году на социальную сферу запланировано 8 трлн тг, с ростом на 515 млрд тг по отношению к бюджету текущего года.«Рост расходов связан с ежегодной индексацией и увеличением контингента получателей пенсий и пособий, а также увеличением заработной платы педагогов и врачей. На поддержку развития реального сектора экономики на 2022 год предусмотрено порядка 2 трлн тг. В рамках данных средств будет продолжена реализация госпрограмм «Н?рлы Жол», «Н?рлы Жер», развития агропромышленного комплекса, ГПИИР, ДКБ-2025 и др», — сказал министр финансов.   В соответствии с поручением Главы государства, изменениями в Систему государственного планирования, а также Общенациональными приоритетами в настоящее время проводится работа по трансформации государственных программ в национальные проекты.В 2022 году регионам за счет средств республиканского бюджета будет выделено 4,5 трлн тг, это — 28,3% от общих расходов бюджета. Из них в виде целевых текущих трансфертов предусмотрено 1,8 трлн тг, трансфертов на развитие — 630 млрд тг.Сегодня — когда кажется, что госпрограммы канули в лету — государственные СМИ без стеснения критикуют их: дескать, и финансирования им не хватало, и цели представлялись недостижимыми. «В случае с нацпроектами подобные трудности исключены», — настаивает «Хабар», уповая на персональную ответственность чиновников и регулярные «мониторинговые анализы». При этом депутат мажилиса Аманжан Жамалов о грядущих нацпроектах высказался так: «Если хотите рассмешить бога, то расскажите ему о планах нашего правительства». По его словам, сейчас правительство работает с упором на планирование, а не результат. Остается надеяться, что эти мониторинги будут на такой же постоянной основе публиковаться в открытом доступе и не выдавать желаемое за действительное.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Туриспаев Е.М., Тажиева С.К. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 136 - 142. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10471 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10471



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.