'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 101

Просмотры  35 просмотров

Маврина М.М.

  


МИРОВОЙ РЫНОК БАНАНОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
бананы являются одним из самых популярных фруктов на мировом рынке, в том числе в России, а их производство и международная торговля ими неуклонно растет в течение нескольких десятилетий. Развитие бананового сектора оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на жизни миллионов человек, а также окружающую среду. В первой части статьи рассматриваются основные социальные и экологические проблемы банановой индустрии, тесно связанные с целями устойчивого развития, выделенными ООН. Для решения данных проблем международные и национальные некоммерческие организации и коммерческие компании предлагают подходы и конкретные методы производства и торговли, способствующие уменьшению экологического и социального следа банановой отрасли. Вторая часть статьи, соответственно, посвящена изучению различных осуществленных ранее и реализуемых в настоящее время практик организаций и компаний-участников мирового рынка бананов, интегрирующих принципы устойчивого развития в свою деятельность.   

Ключевые слова:
мировой рынок бананов, банановая индустрия, социальные и экологические проблемы, устойчивое развитие, цели устойчивого развития.   


Бананы являются одной из самых древних выращиваемых сельскохозяйственных культур, и в настоящий момент они произрастают в более чем 150 странах. Производство бананов и торговля ими играют огромную роль в экономической, социальной, культурной жизни большой части населения мира. Банановая индустрия служит источником пропитания и заработка для жителей многих стран. Она является определенным гарантом продовольственной безопасности для более чем 400 миллионов человек [1]. В Африке их выращивание обеспечивает рабочими местами и доходом более 70 миллионов человек [2]. При этом развитие данной отрасли имеет и негативное влияние как на общество, так и окружающую среду. По некоторым оценкам, каждая коробка с плодами приносит 6,7 долларов внешних издержек, при этом на социальные издержки приходится большая доля, то есть 60%, а на экологические, соответственно, 40% [3, с. 20]. Основными экологическими последствиями выращивания бананов и торговли ими являются загрязнение и эрозия почвы, загрязнение атмосферы и гидросферы, обезлесение, разрушение экосистем и большой объем отходов, в том числе пластиковых. Для расширения и создания новых плантаций осуществляется вырубка тропических лесов, а поскольку естественный напочвенный покров из листьев деревьев, необходимый для поддержания плодородия, не обновляется, почва быстро истощается, что вынуждает к дальнейшему расширению плантаций. Кроме того, бананы требуют большего количества пестицидов в сравнении с другими выращиваемыми культурами, кроме хлопка (для бананов на гектар земли необходимо 30 килограммов пестицидов, для зерновых – 2,7 килограмма) [3]. Применение большого количества химикатов в долгосрочной перспективе приводит к снижению местного биоразнообразия и оказывает негативное влияние на морскую экосистему, куда в периоды дождей смываются все вещества. Банановая индустрия требует значительных ресурсов, особенно водных, и в то же время производит большой объем отходов: на каждую тонну бананов приходится две тонны различного рода мусора – это в основном биологически неразлагаемые отходы, которые впоследствии или сжигаются, или выбрасываются в сточные канавы [4]. Согласно Всемирному фонду дикой природы, в развивающихся странах банановое хозяйство генерирует больше мусора, чем любой другой сельскохозяйственный сектор. Наконец, транспортировка бананов приводит к загрязнению воздуха: на эту стадию цепочки создания стоимости приходится от 62 до 65% всех выбросов, производимых банановой индустрией [5]. Наблюдается множество негативных эффектов в социальной сфере. Так, мужчины и женщины могут работать на плантациях до 14 часов в день без сверхурочных в невыносимую жару 6 дней в неделю без какой-либо защиты от химикатов и производственных травм [6]. Базовые права человека часто нарушаются на плантациях: рабочие подвергаются оскорблениям и издевательствам, как вербального, так и физического характера. Несмотря на непосильный труд и различные опасности, зарплата рабочих остается неприемлемо низкой. С целью ограничения своей ответственности за обеспечение достойных условий труда и соответствие стандартам компании-работодатели часто применяют несправедливые торговые практики: вводят сдельную форму оплаты, заключают с наемными рабочими, часто являющимися мигрантами, краткосрочные контракты или договоры субподряда, что обуславливает неустойчивую, непостоянную занятость и снижение участия в независимых профсоюзах. В качестве другой социальной проблемы можно выделить проявления гендерного неравенства при найме на работу на плантациях женщин и различные формы их дискриминации, в том числе разрыв в оплате труда, возрастные ограничения, низкий уровень представленности среди управленческого персонала. В Колумбии и Эквадоре женщины представляют лишь 5% от всей рабочей силы в банановой индустрии [Там же]. Им часто отказывают в предоставлении пособия по беременности, с ними заключают исключительно краткосрочные контракты и лишь при условии, что они предъявят медицинскую справку о том, что они не беременны. Кроме того, даже получив работу на плантации (обычно на упаковочных пунктах), женщины часто подвергаются сексуальному насилию. Наконец, достаточно актуальна проблема эксплуатации детского труда. Почти 60% (98 млн человек) используемого детского труда в мире приходится на сельскохозяйственный сектор, причем большая часть детей даже не получает оплаты [7]. Производство бананов не является исключением. Согласно Министерству труда США, применение детского труда распространено в Эквадоре, Белизе, Бразилии, Никарагуа и на Филиппинах; бедность является основной причиной данного явления. Таким образом, функционирование банановой индустрии прямо или косвенно связано с проблемами, выделенными ООН в виде целей устойчивого развития – концепции, подразумевающей гармоничное развитие экономической, социальной и экологической сфер, что позволяет достичь удовлетворения потребностей нынешнего поколения людей без ущерба будущим поколениям. Среди затронутых целей можно назвать: ликвидацию нищеты, ликвидацию голода, гендерное равенство, ответственное потребление и производство, чистую воду и санитарию, сохранение морских экосистем и экосистем суши. В подобных условиях государства, некоммерческие международные и национальные организации, а также компании, стремящиеся поддержать свою репутацию, могут и должны предпринимать меры по решению данных проблем и обеспечению устойчивого развития банановой отрасли. До настоящего момента в рамках бананового сектора были реализованы различные проекты, призванные обеспечить достойный уровень жизни для рабочих плантаций и фермеров, а также уменьшить его экологический след. Эти проекты осуществлялись как на международном и региональном, так и локальном уровнях, однако все они одинаково заслуживают внимания. Еще в конце XX века при участии и поддержке ряда некоммерческих организаций, в том числе COLISBA (Латиноамериканский координатор банановых профсоюзов), EUROBAN (сеть европейских общественных организаций, координируемых BananaLink), IUF (Международный продовольственный союз), US/LEAP (проект США «Труд и образование в Америках»), борющихся за права рабочих и выступающих за экологическую устойчивость и справедливую торговлю, были организованы международные конференции, на которых собирались представители государств, компаний, исследователи и другие заинтересованные стороны. В 1998 году прошла первая конференция в Брюсселе, по итогам которой приняли международную банановую хартию, описывающую план действий по улучшению социальных условий. Результатом второй конференции, проведенной в 2005 году также в Брюсселе, стала декларация, нацеленная на регулирование ритейлерских цен и воплощение проектов по обеспечению безопасности и экологичности на плантациях. Достигнутые в их результате договоренности в большинстве своем не были соблюдены, тем не менее, определенные изменения в банановой отрасли начались. В 2001 году было заключено Соглашение между IUF, COLISBA и одним из крупнейших игроков мирового рынка бананов, компанией Chiquita, о свободе профсоюзов, минимальных стандартах труда и занятости [8, с. 9]. Главными результатами данного соглашения стали продажа плантаций компании национальным производителям Колумбии, что гарантировало соблюдение ими обязательств перед Колумбийским национальным сельскохозяйственным профсоюзом SINTRAINAGRO, и положение о сексуальном насилии. В Коста-Рике также стали заключать вместо краткосрочных контрактов долгосрочные. Кроме того, в рамках Соглашения в 2011 году был образован Женский комитет, один из первых подобных комитетов, основной целью которого было создание безопасной рабочей среды, благоприятной для профессионального и личностного роста женщин. Другой хорошей практикой в социальной сфере стало заключение коллективных договоров между работодателями и организациями работников, содержащих положения об условиях труда и найма и регулирующих отношения между работодателями и работниками или их организациями. Так, например, в Колумбии в 2013 году был подписан коллективный договор отраслевого уровня между Ассоциацией производителей бананов и профсоюзом SINTRAINAGRO. В свете угроз для здоровья и жизни рабочих в процессе производства бананов в 2014 году в Эквадоре и Камеруне началась реализация пилотного проекта BOHESI (Банановая инициатива по охране труда и безопасности). Министерство труда Эквадора разрабатывает законодательные и технические нормы. Сотрудники BOHESI предоставляют руководства, обзоры и мнения по данному вопросу. Одной из позитивных практик повышения экологичности выращивания бананов является организация органических систем производства. В целом под органическим сельским хозяйством понимается «целостная система производства, направленная на улучшение состояния агроэкосистемы, включая поддержание биоразнообразия, биологических циклов и биологической активности почвы, с учетом того, что локальные условия требуют адаптированных к ним систем, что достигается путем использования культурных, биологических и механических методов вместо синтетических ресурсов» [9]. Органический способ производства позволяет улучшить состояние почвы, снизить масштабы загрязнения воды и воздуха, смягчить изменение климата, сохранить биоразнообразие. Особое внимание уделяется управлению пестицидами. ФАО, например, рекомендует следовать четырем правилам: сокращать объемы использования химикатов, при этом реализуя меры комплексной борьбы с вредителями, выбирать пестициды с наименьшим риском, обеспечить надлежащее их применение, должным образом утилизировать отходы. Учреждение ООН также предлагает рекомендации по снижению уровня выбросов парниковых газов: на стадии производства в первую очередь следует сократить использование неорганических химикатов, на стадии транспортировки – сократить время простоя машин, усовершенствовать логистические операции и осуществлять интермодальные перевозки, перейти на гибридный транспорт и альтернативные виды топлива, на стадии дозревания – применение натуральных хладагентов, энергоэффективного освещения, систем кондиционирования с обратным циклом, использование тепла, сгенерированного во время созревания бананов для обогрева складов и офисов. Наконец, для уменьшения водного следа, во многом определяемого типом ирригации и системой производства (традиционная или органическая), необходимо рассчитывать потребность в воде на основе метеорологических прогнозов и данных тензиометров, проводить специальные обучения персонала и т.д. Для экономии на пунктах упаковки вода используется повторно, применяются вещества для удаления латекса, позволяющие сократить потребление водного ресурса, некоторые операции осуществляются «всухую». С целью сокращения мусорных отходов, производимых банановой отраслью, а также потерей урожая ФАО предлагает «упаковочные решения», основанные на принципе 3R (сокращение, повторное использование, переработка). Например, в Южной и Юго-Восточной Азии, где потери бананов на протяжении всей цепочки поставок составляют 29%, были представлены пластмассовые ящики, которые обеспечивают более высокий уровень защиты плодов и могут быть использованы много раз в течение 10 лет [10]. Все большее распространение в мире получает практика сертификации банановых плантаций и ферм, подтверждающей их соответствие определенным требованиям и стандартам. Например, одной из самых известных организаций, осуществляющей подобную сертификацию, является общественное движение Fairtrade, начавшееся еще в 40-е годы в США и постепенно переросшее в международную некоммерческую организацию, продвигающую справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования. Не менее популярной является органическая сертификация. Помимо международных базовых принципов, разрабатываются региональные и национальные стандарты, поэтому сертификация может осуществляться на разных уровнях (например, Международным экологическим фондом или национальными органами сертификации: CERES в Германии, USDA в США, JAS в Японии), причем некоторые национальные маркировки могут признаваться и за пределами страны. Другими системами сертификации, устанавливающими свои социальные и экологические стандарты являются GLOBAL GAP и Rainforest Alliance. GLOBAL GAP представляет собой руководство по реализации успешных сельскохозяйственных практик и обеспечению безопасности рабочих, соблюдение которого открывает доступ к европейскому рынку. Rainforest Alliance – экологическая сертификация, которую можно получить, если фермы соблюдают критерии Сети устойчивого сельского хозяйства (SAN). Существуют также и другие виды маркировок бананов, например, разработанные с помощью Гренельского форума по окружающей среде знаки углеродного или водного следа. Рассмотренные системы стандартов и сертификации не развивались бы так быстро в рамках банановой отрасли, если бы к маркированным в соответствии с ними фруктам не было интереса со стороны потребителей. Согласно Международному торговому центру, спрос на бананы, отвечающие добровольным стандартам устойчивости, или VSS-бананы (в данную группу в первую очередь включают органические бананы и бананы с плантаций и ферм, сертифицированных Rainforest Alliance или Fairtrade), растет, особенно на европейском и североамериканском рынках (сейчас доля органических и Fairtrade бананов на них составляет 10%) [11, с. 19]. В условиях роста популярности концепции устойчивого развития, осведомленности и обеспокоенности потребителей возникает дополнительное давление на компании-производителей и ритейлеров, вынужденных менять свою политику по отношению как к рабочим и фермерам, так и к окружающей среде, и брать на себя обязательства соответствовать различным стандартам. Компании стали добровольно разрабатывать внутренние кодексы корпоративной этики. В том числе многие организации в настоящее время публикуют отчеты об устойчивом развитии, где раскрывают взятые на себя обязательства и рассказывают об инициативах и мероприятиях. Так, в отчете от 2021-2022 годов Chiquita International описывает свои позитивные практики повышения устойчивости банановой отрасли. В рамках политики «Кодекс фермеров» компанией были запущены программа «Сотрудники в центре», предусматривающая обучение и поддержание здоровья, безопасности и мотивации рабочих, в том числе защиту прав женщин, и программа «Восстановление и модернизация фермы», направленная на повышение урожайности и сокращение экологического воздействия при сохранении качества бананов. В результате политики «Хороший сосед» в дополнение к предоставлению рабочих мест Chiquita оказывают поддержку и другой части населения: помогает детям, способствуя получению ими начального образования, предоставляет медицинскую помощь всем нуждающимся и участвует в ликвидации последствий катастроф. Тем не менее, стоит отметить, что давление сообщества и влияние повышения спроса на бананы с маркировкой «органический» или «справедливая торговля» оказываются еще не настолько сильными, чтобы превратить производство бананов в полноценную устойчивую систему. Описанные выше практики и стандарты все еще являются добровольными, ТНК и ритейлеры часто пытаются с помощью зеленого камуфляжа, то есть использования экологического маркетинга, вводящего потребителей в заблуждение, получить выгоду от новых трендов. Как писал международный координатор некоммерческой организации BananaLink Алистер Смит, «хотя компании желают казаться уважающими права рабочих и экологические стандарты, решать, являются ли они действительно социально ответственными, должны рабочие, профсоюзы и потребители» [12].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Маврина М.М. МИРОВОЙ РЫНОК БАНАНОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 623 - 633. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10433 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10433



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.