'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 65

Просмотры  54 просмотров

Садыкова А.Н., Монахова Л.В.

  


СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению действующей системы уголовных наказаний. Проведен анализ теоретических и практических проблем, выявлены уголовные наказания, которые невозможно исполнять в связи с отсутствием материально-технического оснащения.   

Ключевые слова:
уголовное наказание, система наказаний, виды наказаний, Уголовный кодекс.   


Институт уголовного наказания, применяемый государственной системой, ставит своей целью выполнение таких задач, как ограждение общества от преступных действий и посягательств на значимые социальные ценности, охрана которых является функцией уголовного законодательства. Под системой наказания понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказания, расположенных в определенном порядке, и способных обеспечить достижение целей восстановления социальной справедливости, общего и специального предупреждения [1, с. 13]. Системе наказаний свойственны определенные признаки. Во-первых, это совокупность взаимосвязанных между собой элементов. Во-вторых, установление системы наказаний происходит только со стороны уполномоченного государственного органа, что находит законодательное отражение. В-третьих, указанная система активно используется судом при назначении наказания. В случае смягчения или ужесточения уголовного наказания необходимо применять то наказание, которое указано в санкции статьи Особенной части УК РФ. В-четвертых, перечень уголовных наказаний обладает исчерпывающим характером. Следовательно, невозможно применять какие-либо иные наказания. В-пятых, расположение уголовных наказаний в данной системе должно соответствовать их тяжести. Система видов уголовного наказания устанавливается в ст. 44 УК РФ и составляет всего 13 видов. Представляется целесообразным уменьшение количества видов наказания, к примеру, путем их объединения. Так, обязательные, исправительные и принудительные работы по существу являющиеся однотипными, можно объединить в новый вид наказания, сочетающий в себе особенности всех перечисленных наказаний. Существенные изменения в систему уголовных наказаний были внесены в связи с принятием в 2006 г. Европейских пенитенциарных правил, согласно основным принципам которых, применять такой вид наказания, как лишение свободы, нужно только в случае крайней необходимости. Принятые в 1990 г. Токийские правила ООН и Резолюции Комитета министров Совета Европы «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы» 1976 г. предписывают государственным органам придерживаться в своей работе принципа назначения преимущественно таких видов уголовных наказаний, которые не связаны с изоляцией осужденных от общества. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2021 г. по всем составам преступлений Особенной части УК РФ осуждено 565317 человек. Из них пожизненное лишение свободы было назначено 40 лицам, лишение свободы было - 158853 лицам, содержание в дисциплинарной воинской части - 82 лицам, арест - 1 лицу, ограничение свободы в качестве основного вида наказания - 20059 лицам, ограничение по военной службе - 204 военнослужащим, исправительные работы - 46271 лицу, обязательные работы - 90224 лицам, принудительные работы - 1197 лицам, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания - 141 лицу, штраф в качестве основного вида наказания - 68232 лицам, условное осуждение к иным мерам - 11704 лицам [2]. Из приведенной статистики можно сделать вывод, что наиболее часто назначаемым видом наказания все же остается лишение свободы. Тем не менее, ежегодно указанное число сокращается, и на втором месте по назначению идут обязательные работы. Это явилось следствием определения в качестве основной из задач гуманизации в сфере назначения вида наказания. Также законодатель постоянно совершенствует регламент применения тех или иных видов уголовных наказаний в УК РФ. Так, был введен новый порядок исчисления размера штрафа, который стал составлять: 1) от пяти тысяч до пяти миллионов рублей; 2) размер заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет; 3) размер, кратный стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подкупа арбитра (третейского судьи), взятки; 4) размер, кратный сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. В связи с актуализацией темы борьбы с коррупцией изменениям подверглись нормы уголовного законодательства в части назначения штрафа за получение и дачу взятки. Кроме того, посредничество во взяточничестве и коммерческий подкуп исчисляются по унифицированному для санкций данных составов преступлений принципу: чем больше размер взятки либо чем наиболее общественно-опасным является то или иное квалифицирующее обстоятельство, тем выше кратность штрафа, который вправе назначить суд. Существует немало проблем и в реализации неимущественных видов наказаний. К примеру, такие виды в системе уголовных наказаний, как арест и принудительные работы, на данные момент не в полной мере обеспечены с точки зрения материально-технического оснащения. В частности, на сегодняшний день отсутствуют арестные дома, а также не во всех регионах имеются исправительные центры для отбывания принудительных работ. Несмотря на то, что законодатели разработали нормативно-правовую базу, позволяющую создавать подобные исправительные учреждения, для их строительства и обустройства не выделяется необходимое финансирование [3, с. 120]. Также в правоприменительной практике отмечаются сложности при назначении и исполнении такого вида наказания, как принудительные работы (ст. 53.1 УК РФ). Наказание в виде принудительных работ заключается в возложение на осужденного обязанностей по выполнению определенного вида работ, назначенных работниками органов уголовно-исполнительной системы [4, с. 146]. Осужденные сталкиваются с серьезными трудностями даже в самом процессе такого трудоустройства - зачастую имеет место нехватка рабочих мест, необходимое оборудование, трудовые навыки самих осужденных могут не подходить под назначенные работы. Часто трудности возникают с транспортировкой осужденных. Одним из вариантов решения данной проблемы представляется самостоятельный выбор осужденным вида работ, по согласованию с надзирающим органом. В заключение отметим, что одним из центральных институтов уголовного права является институт уголовных наказаний, в котором находит отражение реализация уголовной политики государства. При этом в регламентации многих видов наказаний (например, условное осуждение или принудительные работы), имеется множество законодательных пробелов, которые нуждаются в доработках. Данные статистики указывают, что происходит сокращение категории виновных лиц, приговоренных к реальным срокам лишения свободы. Связано это, прежде всего, не только с гуманизацией реализации юридической ответственности, но и с уменьшением загруженности мест лишения свободы, численности лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях, а также возможностью исправления осужденных без применения наказаний, связанных с лишением свободы. Для оптимизации системы уголовных наказаний следует исключить из нее те уголовные наказания, которые либо не реализуются, либо не имеют реальной возможности их исполнения в связи с неоснащенностью системы их исполнения, а также объединить однотипные виды наказаний в один, при этом сочетающий все их признаки.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Садыкова А.Н., Монахова Л.В. СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 401 - 406. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10397 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10397



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.