'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 62

Просмотры  73 просмотров

Орловская М.А.

  


РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА *

  


Аннотация:
в данной статье проведено исследование роли и статуса генерального конструктора в современный период, обозначена проблема отсутствия финансовых инструментов и рычагов управления у генеральных конструкторов и конструкторов предприятий, что объективно приводит к снижению мотивации в рамках реализации проектов.   

Ключевые слова:
генеральный конструктор, руководитель проекта, техническая продукция, полная ответственность, управление человеческими ресурсами, аппарат управления, руководитель, промышленность.   


С распадом СССР и изменением форм собственности роль генерального конструктора, как должностного лица, назначаемого на должность в особом порядке путем утверждения кандидатуры на заседаниях Политбюро ЦК КПСС, потеряла свою значимость. В настоящее время на многих предприятиях промышленности в штатном расписании имеется должность «генеральный конструктор», фактически по своему функциональному назначению и объему необходимых компетенций призванная и позволяющая более эффективно достигать стратегических целей, стоящих перед предприятиями и государством в целом. В настоящее время генеральные конструктора выполняют роль не только научно-технического потенциала, но и являются системными интеграторами выполняемых предприятием работ. Однако для эффективной организации работ блок фактором деятельности генерального конструктора является бюрократический аппарат управления предприятий, сформированный годами, устанавливающий свои правила и приемы внутреннего взаимодействия, значительно затрудняющего организацию управления человеческим ресурсами. Предприятия, выпускающие сложную техническую продукцию и разрабатывающие ее новые виды, нуждаются не только в научно-техническом потенциале ключевых руководителей – генеральных конструкторов, но и наличия у генерального конструктора эффективных организационных способностей, так как эффективность научного потенциала зависит от каждой из его составляющих частей, а также их взаимодействия; сбалансированность составляющих частей является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором для другой. Развитие научного и организационного потенциала генерального конструктора, среди прочих мер, предполагает повышение эффективности и результативности государственных расходов на их поддержку, в том числе реформирования системы оплаты труда, устанавливающей зависимость оплаты труда от достигнутых результатов работы и ее эффективности. Особой результативностью обладают решения задач с использованием методов проектного управления и технологий комплексного производства, представляющие один из видов совершенствования процессов системы планирования. Одним из редких, но эффективных результатов комплексной деятельности генерального конструктора является пример создания газотурбинного авиадвигателя ПД-14 для создания которого генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» и генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» организовали производство на металлургических заводах и предложили организовать производство полуфабрикатов, которые необходимы для нового двигателя, выдав письменные гарантии на компенсацию затрат на создание инфраструктуры и размещения заказов на заводах не менее ста. ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» и АО «ОДК-Авиадвигатель» совместно разработали материалы и технологии, организовали их передачу непосредственно на заводы-производители с полным пакетом нормативной документации. Генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» от начала разработки до начала серийного производства ПД-14 нес полную ответственность за разработку финансовую реализацию проекта по созданию газогенератора в размере 12,8 миллиарда рублей и выступал не только в роли научно-технического руководителя работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых систем, но и в роли финансового менеджера – руководителя проекта, ответственного за получение итогового результата, наделенного возможностью осуществления финансового обеспечения проекта. Фактически Генеральный конструктор на предприятии является должностным лицом, который поддерживает проект и готов предоставить необходимые ресурсы для его реализации, управляет необходимыми ресурсами, влияет на постановку целей, обеспечивает ресурсами необходимыми для выполнения работы, согласованием навыков подчиненных работников с требованиями работы, осуществляет оценку выполненной работы. Генеральному конструктору для решения поставленных перед ним задач необходимо иметь аппарат управления и внедрять процесс эффективного планирования с обязательным контролем ключевых показателей проекта и автоматическим формированием недельных планов, установлением горизонта планирования. Аппарат управления генерального конструктора необходимо сформировать из представителей структурных подразделений, для решения и реализации определенного проекта в состав проекта можно включить представителей заказчиков, соисполнителей работ, работников, ответственных за планирование, контроль исполнения работ, разработку программного обеспечения и т.д. Однако несмотря на направление развития предприятий в настоящее время на них не сформированы условия, которые закрепляли бы за генеральным конструктором необходимый инструментарий для реализации поставленных задач, в том числе в части эффективной организации кооперации, установления и развития необходимого взаимодействия и получения заявленного результата. При возникновении разногласий с руководящими должностными лицами предприятия, а это бывает нередко, генеральный конструктор предприятия вынужден свои аргументы и доводы облекать в такую форму, чтобы она не вызывала раздражения у другой стороны, у подчиненных этой стороне структурных подразделений. Генеральный конструктор лишен возможности привлечения к решению спорного вопроса другие ведомства и предприятия, лишен возможности и финансовых рычагов управления при реализации проектов предприятия, находится в постоянной зависимости от воли лиц, принимающих решения о заключении договоров с кооперацией, о выделении средств на оплату работ, закупки комплектующих и материалов. При этом роль генерального конструктора давно вышла за роль научного работника. В настоящее время объём прав и обязанностей генерального конструктора отдан на откуп руководства предприятий и зависит от модели управления, внедренного или применяемого в организации, а также мотивации руководителей и работников, имеются противоречия между потребностями конструкторов в получении удовлетворения от работы и содержанием работы и желанием высшего руководства повысить эффективность и результативность операций. На предприятия необходимо создавать аппарат управления генерального конструктора. Расширение полномочий и создание аппарата управления генерального конструктора позволит контролировать ключевые показатели проекта, минимизировать внеплановые работы и затраты, снизить трудоёмкость процессов. В локальных нормативных актах предприятий принципы мотивации персонала и генерального конструктора, конструктора, как правило, не освещаются. Аппарат управления генерального конструктора не создается. Система документооборота на предприятиях касается только управления операциями и не затрагивает сферу управления человеческими ресурсами. В правилах внутреннего трудового распорядка, в документах, регламентирующих систему оплаты труда, есть положения о мерах поощрения, но нет положений, прозрачно регламентирующих источники и механизмы распределения этих поощрений. Спецификация работ конструкторов, и предложения по их мотивации не используются на многих предприятий промышленности. Предприятиям промышленности необходима четкая и понятная политика в области управления человеческими ресурсами, политика должна, в первую очередь, учитывать интересы ключевых заинтересованных сторон, а именно, генеральных конструкторов и конструкторов, а не административно-управленческого персонала. Однако несмотря на направление развития предприятия, оборонно-промышленных комплекс, или гражданского назначения, в настоящее время на таких предприятиях не сформированы такие условия, которые закрепляли у ключевых фигур, которым является генеральный конструктор, всего необходимого инструментария для реализации поставленных задач перед генеральным конструктором и подчиненными ему структурными подразделениями, в том числе в части эффективной организации кооперации, установления и отладки необходимого взаимодействия и получения заявленного результата. При возникновении разногласий с руководящими должностными лицами предприятия, а это бывает нередко, генеральный конструктор предприятия вынужден свои аргументы и доводы облекать в такую форму, чтобы она не вызывала раздражения у другой стороны, у подчиненных этой стороне структурных подразделений. Генеральный конструктор лишен возможности привлечения к решению спорного вопроса другие ведомства и предприятия, не может прибегать к публичности и особенно не может искать поддержки у представителей даже корпоративной прессы. Генеральный конструктор лишен возможности и финансовых рычагов управления при реализации проектов предприятия, находится в постоянной зависимости от воли лиц, принимающих решения о заключении договоров с той или иной кооперацией, о выделении средств на оплату работ, закупки комплектующих и материалов. При этом роль генерального конструктора давно вышла за роль научного работника, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под научным работником (исследователем) понимается гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью, то есть генеральный конструктор является руководителем научного направления, но не относится к должности научных работников согласно штатного расписания предприятия. В настоящее время объём прав и обязанностей генерального конструктора зависит от модели управления в организации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Орловская М.А. РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 382 - 388. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10394 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10394



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.