'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 58

Просмотры  47 просмотров

Мартынова Н.А., Симоненко С.С.

  


ТРАНСФОРМАЦИЯ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛЬЯ - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В ЦЕЛЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается уникальное в отечественном законодательстве правовое явление - служебное жилье, а именно трансформация его правового режима в целях приватизации. Благодаря установлению бессрочной приватизации проблема нахождения баланса интересов владельцев специализированного жилищного фонда и граждан, желающих вступить в права собственности, не теряет своей актуальности, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.   

Ключевые слова:
правовой режим помещения, жилищное законодательство, служебное жилое помещение, жилищная проблема права, приватизация.   


В соответствии с жилищным законодательством, все помещения, используемые для жилья, делятся на несколько категорий, одной из них является так называемое специализированное жилье, включающее в себя общежития, маневренный фонд (дома, которые используются для временного проживания граждан из переселенных домов) и служебные помещения. К последним относятся квартиры и комнаты, предоставленные гражданам не в собственность или по договорам социальной аренды, а в связи с работой. К служебному жилью относятся отдельные квартиры. В многоквартирном доме все или часть жилого помещения возможно использовать в качестве служебного помещения. Также, не допускается выделение для служебного жилья отдельных комнат в квартирах, где проживают другие собственники и (или) квартиросъемщики. Жилищный кодекс РФ. Таким образом, необходимо отметить, что служебные помещения могут быть представлены в виде жилого дома или отдельной квартиры. Порядок предоставления служебных помещений находит более детальную регламентацию в ведомственных актах. Согласно ч. 2. ст. 104 ЖК РФ категории граждан, которым предоставляется служебное жилье определяет [1]. 1. Государственный орган Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2. Орган местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде; 3. Государственный орган субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 2. ст. 104 ЖК РФ договор найма жилого помещения заключается на период трудовых отношений, службы или проживания в государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. К сожалению, федеральное законодательство не содержит перечня лиц, которым может быть предоставлено служебное помещение. Для этого следует обратиться к законодательству субъектов. Согласно общему правилу, установленному в ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем. Исключением являются лишь специализированный найм [1]. Развитие данной нормы содержится в Законе РФ от 04. 07. 1991 № 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Ст. 4 названного закона устанавливает запрет на приватизацию служебных помещений [2]. Несмотря на это, в п. 2 ст. 4 Закона о приватизации регламентировано право собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с их согласия принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Анализируемые правовые нормы неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Конституционный суд указал, что нормы, устанавливающие право граждан на приватизацию, не содержат в себе нарушения конституционных прав и свобод граждан, поскольку не имеют конституционного закрепления, а право на приватизацию является лишь субъективным правом конкретного физического лица, являющегося нанимателем. А вопрос о запрете перехода жилых помещений в частную собственность лежит в компетенции законодателя. Необходимо подчеркнуть, что Конституционный суд высказал правовую позицию, согласно которой, решения собственников жилищного фонда о приватизации служебного жилья должны отвечать критериям определенности, обоснованности, исключать произвольность и возможность злоупотребления. Кроме того, подобные решения обладают характеристикой исключительности. Это означает, они не подразумевают систематичность и обязательность отчуждения жилых помещений из специализированного жилищного фонда в собственность граждан, так как у служебные жилые помещения наделены особым назначением. В соответствии со ст. 13. 1 № 131-ОЗ решения о приватизации служебных жилых помещений принимаются на основании заявлений граждан, занимающих служебные жилые помещения на основании договоров найма [3]. К сожалению, на практике в большинстве случаев собственники жилищного фонда отказывают в приватизации. Одной из распространенных причин отказов в практике судов является отсутствие сведений об изменении правового режима служебного жилья. Есть ряд особенностей, которые затрагивают процедуру приватизации служебного жилья. Одной из особенностей является то, что приватизировать служебную квартиру можно только единоразово. Ещё одной особенностью является - вероятность осуществления приватизации определена присутствием решения предприятия, которое владеет жилищным фондом. В вопросах приватизации государственного жилья в легальном учреждении есть особенности. К примеру, в случае отказа департамента или предприятия от приватизации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с исковым заявлением в отношении: Администрация предприятия - с просьбой обратиться в муниципальное учреждение с заявлением о передаче; Муниципальная организация - с требованием передать жилье в собственность заинтересованному лицу. Текущие действия муниципалитета могут быть обжалованы в суде в определенных обстоятельствах. К таким относится:1. Если ответчиком является муниципалитет, то подаётся иск, в котором прописывается передача в собственность физическому лицу жилого помещения. 2. Если ответчиком является организация, то исковые требования сводятся к тому, что предприятие должно обратиться к муниципалитету, требуя передачу в собственность квартир, вышедших из служебного пользования. По нашему мнению, в федеральном законодательстве следует предусмотреть возможность перехода служебного жилого помещения в частную собственность в порядке приватизации, при необходимости соблюдения некоторых условиях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мартынова Н.А., Симоненко С.С. ТРАНСФОРМАЦИЯ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛЬЯ - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ В ЦЕЛЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 359 - 364. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10390 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10390



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.