'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 55

Просмотры  39 просмотров

Луконская Е.О.

  


ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ И НЕДОСТАТКОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫСЕЛЕНИИ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности договоров социального и коммерческого найма жилого помещения и анализируется их соотношение по различным основаниям.   

Ключевые слова:
жилое помещение, договор социального найма, выселение, предоставление, жилищный кодекс.   


В сфере правовой регламентации процесса выселения граждан существует ряд несовершенств, которые необходимо устранить. В современной науке существует точка зрения, что выселение граждан без предоставления им другого жилого помещения нарушает установленное Конституцией Российской Федерации право граждан на жилище [4]. Как отмечает Е. Е. Гребнева, право на жилище неотчуждаемо, и «выселение лица без предоставления взамен жилья создает определенную коллизию между Конституцией и Жилищным кодексом» [1]. При этом Д. В. Карпухин отмечает, что для соблюдения личных прав человека и гражданина, необходима ликвидация правового института выселения граждан из занимаемого жилища без предоставления другого жилища. Гражданам, независимо от основания выселения из жилого помещения, должна быть гарантирована возможность получения другого жилого помещения. Однако, на наш взгляд, подобная позиция не обоснована, так как выселение граждан может выступать как мерой, необходимой в силу ряда объективных причин (например, снос дома), так и мерой ответственности в отношении недобросовестных лиц, проживающих в данном жилом помещении. И, следовательно, в первом случае, действительно, необходима замена одного жилого помещения другим, однако во втором подобная замена будет противоречить существу меры ответственности. Более того, законодатель предусматривает ограничение произвольного лишения жилища как гарантию конституционного права в ч. 4 ст. 3 ЖК РФ. Как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ, лишение жилища возможно только в судебном порядке и по основаниям, предусмотренным законом [2]. В то же время, на наш взгляд, судебный порядок выселения граждан необходим далеко не всегда. Речь идет о тех случаях, когда выселение выступает не как мера ответственности, а как мера необходимости (снос дома, признание жилья непригодным и пр.), и когда выселение сопровождается предоставлением другого жилого помещения. Например, если после вынесения межведомственной комиссией решения о признании жилого дома непригодным для проживания органы местного самоуправления, руководствуясь ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предоставят гражданам вне очереди имеющиеся в муниципальном жилищном фонде свободные помещения, то исключается возможность судебной процедуры [3]. Судебное рассмотрение дела становится необходимым в случаях, когда возникает спор о выселении между органом местного самоуправления и гражданами, не желающими освобождать жилые помещения, либо, когда решение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания оспаривается. В то же время, Пленум Верховного Суда РФ определяет выселение, проведенное во внесудебном порядке, как произвольное. Однако на наш взгляд, данное положение должно быть конкретизировано, так как проведение судебного разбирательства в каждом таком случае лишено смысла и не осуществляется на практике. Такое противоречие является скорее формальным, однако, тем не менее, на наш взгляд, его необходимо устранить и закрепить, что «упрощенная процедура» выселения также имеет место быть. Другой проблемой является недостаточная регламентация процедуры выселения собственника из жилого помещения при его изъятии для государственных или муниципальных нужд. В рамках ст. 32 ЖК РФ, такое выселение осуществляется только при условии выкупа данного жилого помещения. Однако размер, сроки и порядок предоставления такого выкупа и проведения изъятия жилого помещения устанавливаются соглашением сторон. Представляется необходимым в целях соблюдения интересов жильцов законодательно закрепить срок, в течение которого обязательно осуществление такой выплаты, ограничив возможность сторон увеличить его. Также необходимо введение положения о том, что само изъятие может проводиться исключительно после выплаты размера компенсации, а также после истечения срока, необходимого для поиска собственником нового помещения, который также необходимо закрепить законодательно. Другой проблемой является тот факт, что, зачастую, граждане остаются недовольны тем, какие жилые помещения им предоставлены взамен в связи с выселением. Чаще всего такие ситуации возникают при замене жилых помещений другими в связи со сносом здания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Луконская Е.О. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ И НЕДОСТАТКОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫСЕЛЕНИИ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 345 - 348. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10387 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10387



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.