'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 50

Просмотры  52 просмотров

Кондакова Е.Р.

  


О КОМИССИЯХ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ *

  


Аннотация:
в настоящей работе приведен анализ действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и урегулированию конфликта интересов, а также дана оценка реализации указанных норм в практической деятельности.   

Ключевые слова:
государственная гражданская служба, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, состав комиссии, конфликт интересов.   


Согласно законодательству Российской Федерации в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия, гражданские служащие, территориальный орган) включаются гражданские служащие этого органа, а именно: заместитель руководителя (в качестве председателя комиссии), руководитель подразделения либо должностное лицо кадровой службы (в качестве секретаря комиссии), другие гражданские служащие кадровой службы, иных отделов, в том числе юридического (правового). Также в состав комиссий входят представители научных, образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой. По решению руководителя территориального органа в состав комиссии могут входить представители общественной организации ветеранов или профсоюзной организации, созданных и действующих в этом территориальном органе. Следует отметить, что нормативными правовыми актами Российской Федерации какие-либо конкретные требования по уровню образования, роду деятельности, стажу работы к членам комиссии не предусмотрены. В юридической литературе ряд ученых отмечают, что к членам комиссии, не являющимися гражданскими служащими, необходимо устанавливать повышенные требования к уровню подготовки [1, с. 20]. И в этой связи предлагается при рассмотрении вопроса о включении в состав комиссии независимого члена исходить из таких условий как замещение им должности профессорско-преподавательского состава или педагогического работника, наличие послевузовского образования, стажа муниципальной или государственной службы, отсутствие судимости, гражданство России, отсутствие иностранного гражданства [3, с. 27]. Полагаем, что данные предложения обоснованные и заслуживают пристального внимания. Вместе с тем считаем также целесообразным установить определенные требования и к иным членам комиссий, являющимися гражданскими служащими, в том числе отсутствие у них дисциплинарного взыскания, в том числе за коррупционное правонарушение, наличие опыта гражданской службы не менее 3 лет. Полагаем, что объективную оценку действиям гражданского служащего может гражданский служащий, имеющий определенный стаж гражданской службы, а также безукоризненно соблюдающий дисциплину, законодательство Российской Федерации, в том числе в области противодействия коррупции. Необходимо также отметить, что установленное требование к научным и образовательным организациям – деятельность в сфере государственной службы является условным, поскольку, таких организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере государственной службы крайне мало. В основном, образовательные и научные организации в своей деятельности осуществляют обучение и научные исследования по различным направлениям подготовки и специальностям. Соответственно, на практике в состав комиссий включаются представители различных образовательных и научных учреждений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Единственным требованием к составу комиссии, предусмотренным нормативными правовыми актами, является условие, что он должен быть сформирован так, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который может повлиять на принимаемые комиссией решения. Законодателем не установлены последствия того, когда состав комиссии не отвечает установленным нормам. В ходе анализа деятельности отдельных территориальных органов установлено, что в состав комиссий в качестве независимых экспертов включены представитель торгово-промышленной палаты Республики Калмыкия, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Томской области. Указанные организации не относятся к числу научных или образовательных, соответственно, участие их представителей в работе комиссий противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Учитывая, что решения принимаются составом комиссии, не отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации, значит, законность этих решений также вызывает сомнение. Вместе с тем какого-либо механизма их пересмотра или отмены нормативными правовыми актами не предусмотрено. Думается, что такие решения могут быть отменены только в случае их обжалования в судебном порядке заинтересованными лицами, в том числе гражданскими служащими, не согласными с ними. В случае если каких-либо исковых заявлений об отмене решения комиссии не поступило, получается, что решения, принятые незаконным составом комиссии, будут положены в организацию кадровой работы территориального органа. Соответственно такие ситуации не должны быть допущены. Кроме того, изучение деятельности отдельных территориальных органов показало, что функции секретаря комиссии возлагаются на помощника начальника территориального органа, который не является гражданским служащим кадровой службы, что предусмотрено Положением о комиссиях, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821. Связано это с особенностями структуры, а именно с тем, что в ряде территориальных органов не имеется кадровых подразделений. Функции кадровой службы нередко возложены на отделы, одновременно выполняющие функции финансовой службы, контрактной службы и т.д. Соответственно осуществление деятельности по профилактике коррупционных правонарушений возлагается на иных гражданских служащих территориального органа. Стоит отметить, что указанная сложившаяся практика некоторых федеральных органов исполнительной власти формально не соответствует требованиям нормативных правовых актов, однако не отменена какими-либо контрольными или надзорными органами. Учитывая изложенное, представляется необходимым разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации нормы, устанавливающие определенные требования к членам комиссий, изменения, предусматривающие возможность отмены и пересмотра решений комиссий в случае, если в их состав включены лица, не отвечающие данным требованиям, а также предусмотреть возможность возложения функций секретаря комиссии не только на гражданских служащих кадровой службы, но и иных гражданских служащих территориального органа.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кондакова Е.Р. О КОМИССИЯХ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 312 - 317. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10382 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10382



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.