'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 48

Просмотры  161 просмотров

Клевец А.Р.

  


ПРОБЛЕМА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается одна из наиболее важных проблем, которая сложилась в судах Российской Федерации – независимость судей. Проведенное автором исследование подчеркивает актуальность и важность данной проблемы в контексте судебной системы Российской Федерации.   

Ключевые слова:
суд, независимость судьи, судебная система.   


Современной судебной системе Российской Федерации еще не так много лет, чтобы сформировать устойчивые механизмы и принципы реализации судебной деятельности. В сущности, основной период развития судебной системы России – это политически сложные 1990-е гг., в период которых многие принятые решения надолго снизили эффективность действующей системы. И только в 2000-е гг. отдельные проблемы начали решаться, либо же урон от них минимизировался. Однако даже сегодня чувствуется, что судебная система несовершенна и крайне часто выявляются трудности, решением которых занимаются целые экспертные сообщества. Одной из таких проблем по сей день является независимость судей в судебной системе России. Множество споров в современной России вызывается тем аспектом, что судей нельзя считать полностью независимыми. Это связано, во-первых, с высокой долей взаимодействия судебной власти с иными ветвями власти в России, а также с Президентом России. (так как назначение судей производится президентом страны). Существующий сегодня порядок назначения судей не соответствует понятию «сдержек и противовесов», принципы которого должны быть приоритетными в любой сфере, связанной с государственным управлением. В современной системе государственного управления можно привести следующие примеры зависимости судей от других ветвей власти. Так, например, финансирование судебной системы на сегодняшний день осуществляется из бюджета Российской Федерации и уровень финансирования судов определяется законодательной ветвью власти. И получается, что если законодательная власть решит сократить финансирование на конкретные цели судебной системы, то это изменит деятельность судов и прямо или косвенно окажет влияние на независимость судей. Другим примером может стать и воздействие исполнительных органов власти на судебную систему. Так, в Ростовской области действует такой орган исполнительной власти, как департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области. Основной задачей департамента является обеспечение деятельности мировых судей посредством кадровых, финансовых и материально-технических мероприятий. И получается, что мировые суды в Ростовской области становятся косвенно зависимыми от действий исполнительной власти, хоть в регламент указанного органа и записано, что он должен способствовать развитию независимости судей. При этом независимость судей сегодня уменьшается еще и за счет внутренних причин, которые кроятся в самой судебной системе страны. Например, сегодня сильно ограничена независимость судьи при принятии конкретного решения. Если существует опасение, что решение суда может быть обжаловано в вышестоящей инстанции, то высока вероятность, что судья вынесет решение не с учетом собственного мнения, а основываясь на догадках, какое мнение может выразить вышестоящая судебная инстанция. Сегодня в России необходима реализация жестких мер по обеспечению полноценной независимости судей. Во-первых, стоит обратить на проблематику назначения судей. Так, на наш взгляд, назначение судей должно происходить по совместному решению как представителей законодательной, так и исполнительной власти страны. Это может поспособствовать более рациональному распределению судебных мест. Во-вторых, необходимо сформировать независимость внутри судебной системы страны. В том случае, если принимаемое одним судом решение оспаривается другим судом, не должны быть применены какие-либо санкции или иные меры воздействия на нижестоящего судью. Это позволит обеспечить беспристрастное вынесение решений, когда судья не будет основываться на решении вышестоящей инстанции. При этом государству нужно обратить внимание на систему обеспечения деятельности судей. Финансирование, кадровое и материальное обеспечение и иные вопросы внутренней деятельности судов должны регулироваться аппаратами судов, потому что в таком случае данные органы власти смогут никаким образом не зависеть от других. Однако нельзя не отметить, что в современной России законодатель выделяет и отдельные правовые гарантии, в соответствии с которыми обеспечивается независимость судей. К таким гарантиям необходимо отнести: 1. Неподотчетность судьи при непосредственном свершении правосудия. Данная гарантия призвана устранить вышесказанную проблему, когда судьи заранее ориентируются на вышестоящие решения. Однако нормативно сегодня в стране решение каждого судьи – это только его решение, и он не должен отчитываться о нем кому-либо. 2. Организационные основы реализации деятельности судьи. В целом, в России есть комплекс правовых и иных документов, которые регламентируют многие аспекты деятельности судей, что решает проблему зависимости судьи от чьих-либо решений. Хотя при этом большинство нормативных правовых актов, регулирующих работу судей, в любом случае принимаются законодательными органами власти, что в чем также кроется определенная проблематика. Одним из возможных предложений по повышению независимости судей в России является следующее. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации набирается частично с предложения Президента России, частично с представителей от субъектов Российской Федерации, где один из представителей – из законодательной власти, а другой – из исполнительной власти субъекта. Так, предлагается расширить состав Совета Федерации, введя возможность направления третьего представителя от каждого региона – представителя судебной системы. В сущности, это позволит сбалансировать все три ветви власти между собой, обеспечить возможность работы представителей от судебной системы по налаживанию нормативного регулирования работы судей. В заключении отметим, что современная судебная система в любом случае имеет заметную проблему по независимости судей. Если в западных странах к этому вопросу относятся очень трепетно, и судья получает всю совокупность прав по обеспечению процесса правосудия, то в России сегодня этот аспект осложняется имеющимися ограничениями, озвученными ранее.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Клевец А.Р. ПРОБЛЕМА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 298 - 302. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10380 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10380



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.