'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 43

Просмотры  31 просмотров

Жирдецкая М.С.

  


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ *

  


Аннотация:
в работе представлены основные точки зрения к законности введения специального правового режима изоляции (самоизоляции). Рассматриваются правовые основания для введения режима изоляции (самоизоляции).   

Ключевые слова:
правовой режим самоизоляции, цели и задачи правового режима самоизоляции, обоснованность введения режима самоизоляции.   


Пандемия коронавирусной инфекции дала понять всему миру, что нужно быть готовым к любым изменениям COVID-19. Прежде всего необходимо постоянно отслеживать эффективность тестов и вакцин, использовать четкие алгоритмы для снижения распространения инфекции. На сегодняшний день, разворачиваются научные дискуссии о законность предпринятых мер. Федеральный закон, на основании которого были введены меры, до 1 апреля 2020 г. не предусматривал каких-либо ограничений конституционных прав и свобод граждан при введении режима повышенной готовности. Однако, органами публичной власти, были поспешно приняты поправки, после которых региональные органы власти получили самостоятельное право вводить любые для граждан правила поведения. Найти выход из сложной, опасной для общества ситуации, можно было разными способами. Самым очевидным из них, было использование Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" [1]. Данный законодательный акт, наиболее подробно регламентировал объем и сроки ограничения прав. Однако, органами законодательной власти был выбран иной путь - внесения поправок в Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон о ЧС). Поправки вступили в силу 1 апреля 2020 г. и предоставили региональным органам власти право самостоятельного регулирования локальных мер. Режим повышенной готовности оперативно был введен в регионах, граничащих с КНР: Амурская область, Еврейская автономная область, Республика Бурятия и Хабаровский край [2]. Уже концу марта режим повышенной готовности был введен во всех восьмидесяти пяти субъектах Российской Федерации. В редакции Закона о ЧС от 01.04.2020 появились поправки, которые допускали принятие ограничительных мер в отношении граждан. К их числу, относятся: - чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих - Правительству РФ предоставлена возможность самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы федерального или межрегионального характера, устанавливать обязательные для граждан и организаций Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. - граждане должны выполнять установленные Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Однако, заслуживает внимания позиция Конституционного суда РФ, в соответствии с которой: «органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимать конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией (в том числе устанавливать правила поведения граждан в условиях режима повышенной готовности), ограничивающие, в частности, передвижение лиц и транспортных средств, федеральный законодатель вправе был полагать, что определение таких мер в условиях пандемии, неравномерно протекающей в разных регионах страны, гораздо эффективнее может осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации. В свою очередь органы власти субъектов Российской Федерации, участвуя в рамках единой государственной политики в данных отношениях, были вправе предусмотреть адекватные способы эффективного решения возложенных на них задач с учетом территориального и временного характера их действия, не допуская при этом несоразмерного ограничения конституционных прав и свобод граждан [3]. Справедливо высказывание Т.Я. Хабриевой, излагая позицию, что «антипандемические меры затрагивают как индивидуальные, так и коллективные права граждан, включая экономические, политические и социальные, в связи с чем практически во всех странах актуализированы вопросы пределов ограничения прав человека, процедур их установления и контроля за их соблюдением» [4. С.7]. Необходимость в ограничениях прав и свобод человека и гражданина допускается только на основе Конституции РФ в строго определенных случаях. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, Конституция закрепила два юридических условия ограничения прав и свобод: процессуальное - ограничения устанавливаются только федеральным законом и материальное - ограничения возможны только в конституционно значимых целях. Основаниями для введения чрезвычайного режима являются: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Некоторые авторы полагают, что принятые государственными органами принудительные меры по борьбе с пандемией с позиций юридических представляли собой ограничения прав и свобод человека и гражданина. А.Ф. Пьянкова, например, утверждает, что «в условиях пандемии коронавируса происходит ограничение прав граждан. Прежде всего ограничиваются права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) и на занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34), в какой-то степени - свободу труда (ст. 37) [5. С.7]. В.А. Винокуров полагает, что «решениями высших должностных лиц или высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, наряду с введением режима повышенной готовности, устанавливаются ограничения отдельных конституционных прав и свобод, таких как право свободно передвигаться; право собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления; право на труд; право на образование [6]. Широта мнений в вопросе законности введения режима самоизоляции позволяет прийти к следящему выводу. Самоизоляция в некоторой степени нарушило конституционное право человека и гражданина на свободу передвижения, а также конституционное право на свободу и личную неприкосновенность, ввиду того, что установило запрет гражданам свободно перемещаться. Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что требования о самоизоляции вводились в рамках режима повышенной готовности, который в правовом поле отечественного законодательства не получил должной регламентации. Это оправданно вызывает у граждан и организаций отрицательные оценки.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Жирдецкая М.С. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 274 - 279. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10375 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10375



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.