'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  39 просмотров

Коханик А.С., Коханик Н.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РИСУНКОМ И ЖИВОПИСЬЮ ПОРТРЕТА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается современное состояние обучения рисунку и живописи портрета на художественно-графическом факультете, формирование профессиональных и общепрофессиональных компетенций студентов, развитие творческого подхода к работе над портретом.   

Ключевые слова:
художественное образование, профессиональные компетенции, творческая деятельность, творчество, портрет, личность.   


Одной из главных задач педагогики высшей школы является подготовка высоко квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности. На художественно-графическом факультете Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева ведется подготовка художников графиков, живописцев, скульпторов, учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров. Обучение рисунку и живописи портрета на художественно-графическом факультете является важным средством формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций будущих выпускников. В процессе беседы со студентами, анкетирования, мы можем констатировать, что вопросы профессионального самоопределения, роли творческой деятельности в новых условиях развития технологий, искусственного интеллекта, важность изобразительного искусства в воспитании ребенка, востребованность профессии художника в современном мире являются весьма актуальными. Ведь в современном мире информационных технологий подрастающему поколению очень сложно найти правильные ориентиры, приобщиться к высокому искусству, истинным образцам живописи, скульптуры, архитектуры. Обращение к педагогическому опыту великих педагогов прошлого, изучение методик преподавания рисунка и живописи Санкт-Петербургской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества является важным фактором формирования личности студентов, их профессиональных и общепрофессиональных компетенций. Изучение в рамках теоретических дисциплин истории методов преподавания Павла Петровича Чистякова помогает студентам освоить систему рисования как последовательного построения объемной формы на плоскости, развить творческое отношение к выполнению заданий. Если мы обратимся к современной системе преподавания рисунка и живописи портрета, то увидим продолжение методических подходов П.П. Чистякова к обучению. Система обучения рисунку Д. Н. Кардовского – ученика П.П. Чистякова, одного из основателей первого художественно-графического факультета в Московском педагогическом институте легло в основу обучения и на нашем факультете. Портрет рассматривался им как важный этап перехода к изображению живой модели, который состоял из заданий на изображение конструкции головы; передачи характера, этюдов головы, выявление характера модели. Учебные задачи при обучении рисунку и живописи портрета на художественно-графическом факультете являются основой, овладев которой студенты будут решать задачи творческого плана в своей самостоятельной творческой деятельности, при выполнении выпускной квалификационной работы, в результате которой студенты создают самостоятельное творческое произведение. Способность создавать на высоком художественном уровне авторские произведения во всех видах профессиональной деятельности – является одной из главных задач формирования общепрофессиональных компетенций будущих художников-педагогов, живописцев, графиков. Выделяют основные формы и основные виды работы над портретом, которые формируют профессиональные компетенции, умения и навыки студентов, развивают творческую деятельность. К основным формам работы: лекции, беседы, диспуты; практические занятия, включающие в себя - этюды головы разновозрастных моделей, моделей мужской и женской; краткосрочные этюды на выявление формы головы; этюды натурщика в двух ракурсах при разных видах освещения, и завершающий этап работы, где проявляются творческие способности студентов – это самостоятельная работа под руководством преподавателя; творческая самостоятельная работа, индивидуальные задания на передачу настроения портретируемого. К основным видам работы над портретом относят - рисование с натуры, по памяти и по представлению, объемно-конструктивное изображение головы; упражнения на изображение головы человека; быстрые наброски, зарисовки фигуры человека; задания на выявление характера модели; выполнение автопортрета; шаржирование; анализ работ известных художников- портретистов (И.Е. Репина, В.А. Серова и др.); копийная практика в музее. Задания строятся таким образом, чтобы перейти от знакомства с основными способами изображения человека к тематическим портретам и постановкам, к творческой работе выпускной квалификационной работой. Ход работы над дипломным эскизом в области жанровой живописи, станковой графики, книжной иллюстрации, как правило, включает в себя поиск наиболее выразительных образов, что требует создания многочисленных этюдов, поиска характерных черт модели, передачи настроения, создание художественного образа. Для будущей практической и творческой работы студентам необходимо сформировать общепрофессиональные компетенции, освоить определенный круг профессиональных знаний и умений, выработать способность образно-пластической трактовки натуры. На просмотрах обязательно наличие творческих самостоятельных работ, набросков, зарисовок головы, частей тела и фигуры человека, жанровых сцен, композиций. Правильно поставленные учебные задачи направлены на изучение пластической анатомии человека, овладение знаниями, умениями и навыками изобразительной деятельности, помогают перейти к более сложным творческим задачам. Особенно это важно, если темой выпускной квалификационной работы выбран портрет. Поэтому, помимо учебных задач, необходимо применение основных видов занятий работы над портретом, которые формируют профессиональные компетенции, умения и навыки студентов, развивают их творческую деятельность. Только такой подход позволит сформировать основные профессиональные и общепрофессиональные компетенции, позволит создавать авторские произведения в различных видах художественной деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Коханик А.С., Коханик Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РИСУНКОМ И ЖИВОПИСЬЮ ПОРТРЕТА // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 207 - 211. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10364 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10364



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.