'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 31

Просмотры  33 просмотров

Калимуллин М.И.

  


РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению преимуществ и особенностей проведения проектной деятельности на внеурочных занятиях в начальной школе. Авторы анализируют, как такой подход может способствовать глубокому изучению тем, развитию самостоятельности, ответственности, творческого мышления и коммуникативных навыков у учеников. В статье представлены методы и подходы, которые помогут эффективно организовать проектную деятельность внеурочного времени и сделать ее максимально продуктивной для обучающихся.   

Ключевые слова:
проектная деятельность, внеурочные занятия, начальная школа, организация проектной деятельности, эффективность обучения, младшие школьники, педагогические методы.   


Актуальность темы "Развитие проектной деятельности младших школьников в контексте внеурочных занятий методы и подходы" обусловлена рядом факторов. Современное образование предъявляет новые требования к учащимся, включая развитие навыков самостоятельной работы, критического мышления, командной работы и способности применять полученные знания на практике. Проектная деятельность является одним из эффективных инструментов для достижения этих целей. Преимущества проектной деятельности на внеурочных занятиях представляет собой более гибкий и эффективный подход по сравнению с проведением такой деятельности в рамках учебного процесса. Во-первых, внеурочные занятия обеспечивают больше времени для глубокого изучения темы. В условиях школьного расписания часто не хватает времени на то, чтобы углубленно разобраться в сложных вопросах, в то время как на внеурочных занятиях можно уделить достаточно времени каждой теме. Во-вторых, внеурочные занятия предоставляют ученикам большую свободу в выборе темы проекта. Это позволяет ученикам работать над тем, что их действительно интересует, что, в свою очередь, повышает их мотивацию к обучению. В-третьих, проектная деятельность на внеурочных занятиях способствует развитию самостоятельности и ответственности у учеников. Они учатся самостоятельно искать информацию, анализировать ее и делать выводы, что является важным навыком для дальнейшего обучения и работы. В-четвертых, внеурочные занятия предоставляют больше возможностей для творчества. Проектная деятельность требует нестандартных подходов и новаторских решений, что способствует развитию творческого мышления у учеников. В-пятых, работа над проектами на внеурочных занятиях помогает ученикам развивать коммуникативные навыки. Они учатся эффективно общаться и сотрудничать в команде, что также является важным навыком для будущей профессиональной деятельности. Для эффективного обучения учащихся в современной образовательной среде, мы предлагаем внедрить новаторские методы, включая: коллективные обсуждения, IT-обучение, Case-study и брейншторминг. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих методов. Коллективное обсуждение (от лат. diskussio - исследование, анализ, изучение) применяется как способ организации совместной деятельности для быстрого и эффективного решения поставленных задач. Этот метод также стимулирует активное обучение и групповые процессы в естественных и специально созданных группах. В зависимости от поставленной цели обсуждения, темы для разговора, результативности и т.д., обсуждения могут быть непринужденными или структурированными. Непринужденное обсуждение характеризуется спонтанностью развития и низкой степенью организации. Структурированное обсуждение предполагает наличие определенного алгоритма, плана его проведения, четкую последовательность действий и т.д. В процессе обсуждения учащиеся развивают навыки убеждения, умения не только отстаивать свою позицию, но и отказываться от своих ошибочных суждений, то есть они учатся уважать другие точки зрения. Метод IT-обучение основан на применении компьютерных технологий, интернет-ресурсов, обучающих и графических программ в обучении с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание. Кроме того, в IT-обучении обязательным условием является применение мультимедийных технологий, являющихся сегодня наиболее перспективными и популярными. Мультимедийные технологии позволяют создавать целый ряд изображений и текстов, сопровождающихся звуком, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation). Метод анализа практических случаев, также известный как метод Case-study, представляет собой уникальный подход к обучению, в рамках которого учащиеся активно участвуют в обсуждении различных проблем или сценариев (cases). В отличие от стандартных учебных заданий, в этих ситуациях не существует четко определенного набора исходных данных, который можно было бы использовать для получения верного ответа. Учащемуся предстоит полностью погрузиться в описанную в кейсе ситуацию, выделить ключевую проблему и вопросы, требующие решения. Метод коллективного творческого мышления, известный как "мозговой штурм", был впервые предложен американским психологом и изобретателем А. Осборном в 1953 году как способ стимулирования новаторских идей. Сегодня становится все более очевидным, что этот подход можно эффективно использовать в самых разных областях для решения широкого спектра задач, которые не обязательно связаны с созданием производственных идей. Отличительной чертой этого метода является запрет на критику и осуждение на этапе генерации идей, поскольку основной фокус сосредоточен на количестве идей, а не на их качестве. После первоначального этапа все предложенные идеи подвергаются оценке, отбору и дальнейшему анализу как потенциальные решения поставленной проблемы. Например, с помощью мозгового штурма можно создать название и концепцию школьной газеты, разработать символ или логотип класса и т.д. Внеурочные занятия предоставляют больше возможностей для реализации индивидуального подхода, учета интересов и склонностей каждого ребенка, что в свою очередь способствует повышению мотивации к обучению. Таким образом, развитие проектной деятельности младших школьников в контексте внеурочных занятий является перспективным направлением в образовательной практике, требующим дальнейшего исследования и разработки эффективных методик его реализации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Калимуллин М.И. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 202 - 206. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10363 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10363



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.