'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  48 просмотров

Закирова А.Б., Логачева Л.Р., Михеева К.В.

  


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные проблемы патриотического воспитания, цели и задачи патриотического воспитания молодёжи, основные способы его реализации на примере высшего учебного заведения.   

Ключевые слова:
патриотизм, патриотическое воспитание, проблемы патриотического воспитания, молодёжь, система патриотического воспитания, цель и задачи патриотического воспитания.   


В современном мире патриотическое воспитание молодёжи становится особенно актуальной темой. Именно молодежь является будущим общества, она будет принимать важные решения, направленные на его развитие и процветание. Воспитание патриотических ценностей, формирование твердой гражданской позиции, любви и гордости за свою Родину играет ключевую роль в формировании сознательных граждан, способных вносить положительные изменения в общество. Патриотическое воспитание способствует формированию гражданской и социальной активности молодёжи, помогает развивать национальное самосознание и гордость за свою культуру, язык и традиции. Молодежь, осознающая важность своего вклада в общественно значимые дела, стремится к активной жизненной позиции, участвует в социальных проектах, повышает свою общественную и политическую грамотность. Они понимают, что их голос имеет значение. Рассмотрит основные понятия патриотического воспитания в рамках обучения молодёжи в учреждениях высшего образования. Патриотизм (от греч. ????????? – со_x001F_оте_x001F_че_x001F_ст_x001F_вен_x001F_ник, ?????? – ро_x001F_ди_x001F_на, оте_x001F_че_x001F_ст_x001F_во), осоз_x001F_нан_x001F_ная лю_x001F_бовь к ро_x001F_ди_x001F_не, сво_x001F_ему на_x001F_ро_x001F_ду, его тра_x001F_ди_x001F_ци_x001F_ям. Предпосылки к возникновению патриотизма появлялись ещё в первобытном обществе, и выражались преданностью, привязанностью и верностью своей семье, племени, родовым богам и т.д. Патриотизм как термин входит в словари европейских стран в XVIII веке. В Рос_x001F_сии с воз_x001F_ник_x001F_но_x001F_ве_x001F_ни_x001F_ем им_x001F_пе_x001F_рии данное по_x001F_ня_x001F_тие ста_x001F_но_x001F_вит_x001F_ся стерж_x001F_нем государственной идео_x001F_ло_x001F_гии. Оно трак_x001F_ту_x001F_ет_x001F_ся как «выс_x001F_шая нравственная доб_x001F_ро_x001F_де_x001F_тель» [Ека_x001F_те_x001F_ри_x001F_на II, Н. М. Ка_x001F_рам_x001F_зин и др.]. В некоторых источниках понятие патриотизма было идеологизировано: оно рассматривалось как явление, противопоставляющееся национализму и космополитизму. Проект Федерального Закона Российской Федерации даёт следующие определения [Проект ФЗ № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации»]: Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Система патриотического воспитания — это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации. Целью патриотического воспитания является формирование у граждан ответственности перед Родиной, перед обществом и государством, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Важнейшими задачами патриотического воспитания являются: Реализация единой государственной политики в области организации научно обоснованной, управленческой и организационной деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания. Создание эффективной системы патриотического воспитания и механизмов ее реализации. Создавать и предоставлять возможности для активного участия населения в организованном процессе приобретения знаний, навыков и умений, содействовать самообразованию и самосовершенствованию граждан в этой сфере. Социальная значимость патриотических ценностей нашего народа, гордость за свою страну, уважение к военному прошлому России, ее символам и святыням, личности каждого человека, к традициям служения Родине. Воспитывать население в духе уважения к Конституции Российской Федерации и создавать условия для надежного осуществления гражданами своих конституционных прав, обязанностей и повинностей по защите Родины и служению Отечеству. В настоящее время в воспитании и распространении патриотизма существуют определённые проблемы. Саттарова З.М. выделяла следующие основные причины [Саттарова З.М. «Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО»]: - расширение неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства молодёжи; - разрушение традиционных ценностей, преемственности поколений; - обострение общественных противоречий в обществе; - изучение и анализ духовно-нравственной и социально-гражданской зрелости молодёжи; - изучение нормативно-правовой, методической и научной литературы. Одной из самых уязвимых возрастных групп, подверженных пропаганде экстремизма, терроризма, навязыванию прочих «ценностей» девиантных и противозаконных группировок является студенчество. Именно здесь растёт роль высших учебных заведений в формировании культурно-исторических ценностей и патриотизма. Согласно исследованиям Шлыкова А.В., в стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию студенческой молодежи. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов, разрабатываются методические пособия. Большая работа по патриотическому воспитанию посредством указанных методов и, в частности, мероприятий, осуществляется в Бирском филиале «УУНиТ». В учебном заведении более 40 направлений подготовки и обучается более 3,5 тысяч студентов и обучающихся колледжа. Компетентный преподавательский состав и мощная материальная база позволяют осуществлять образовательный процесс, культурное и историческое воспитание молодёжи на высшем уровне. Так, студенты неоднократно принимают участие в федеральных забегах с препятствиями «Гонка Героев» в военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот», и занимают первые и призовые места. Студенты социально-гуманитарного факультета активно принимают участие в сборе, обобщении и создании единой базы данных об участниках Великой Отечественной Войны. В 2020 году они собрали информацию о 4687 погибших города Бирск и Бирского района. Регулярно культурно-массовый сектор университета проводит конкурсы и мероприятия на патриотическую тематику, такие так: «Конкурс военно-патриотических песен», турнир по настольному теннису посвящённый Дню защитника Отечества, Всероссийский диктант по истории Сталинградской битвы, приуроченный к 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве, и многие другие. На базе филиала активно развивается военно-исторический клуб «Бирские Стрельцы», который был создан в конце 2015 года и насчитывает более 40 активных участников. В составе клуба преподаватели и студенты университета, учителя и ученики средних школ города Бирск, горожане. Клуб объединил тех, кому небезразлична история своего города, края, страны, тех, кто понимает насколько важно сохранить свою историю, национальные традиции и обычаи. Исторические реконструкции, просветительские лекции, интерактивные занятия. В задачи клуба входят: патриотическое воспитание; воссоздание облика и быта стрельцов и горожан Бирска конца XVII века; обучение членов клуба ремеслам прошедших эпох; самостоятельное производство обмундирования и снаряжения стрельцов и горожан; изучение истории родного города; изучение многонациональной культуры края. Также на базе университета действует Нравственно-патриотический клуб, цель которого – освещение темы культурной и исторической целостности Российской Федерации, её наследия. Участники клуба стремятся создавать внутри университета стимулирующую на активность в патриотическом воспитании среду, осуществлять просветительскую и образовательную деятельность. Выезды в места исторического значения, посещение музеев и выставок, проведение мероприятий и конкурсов, задача которых – прививать молодёжи нравственно-культурные и патриотические ценности, и многое другое. Студенты БФ «УУНиТ» являются постоянными участниками: – акций: «Бессмертный полк»; «Зелёная Башкирия»; День солидарности в борьбе с терроризмом – «Беслан. Помним. Скорбим»; Всемирный день борьбы со СПИД-ом и др.; – парадов: на День Победы, День России, праздник Весны и Труда и др.; – конкурсов: организация и проведение «Диктанта Победы», большой этнографический диктант, Всероссийский экономический диктант «Сильная экономика – процветающая Россия»; «День матери в России»; – гражданско-патриотических, профилактических мероприятий: День народного единства: Конкурс фото и видео-работ «Дружба народа»; Международный день добровольца в России; Мероприятие «Профилактика экстремизма» с участием представителей МВД; День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и многие другие. Активно сотрудничают с волонтёрскими и добровольческими организациями города. Все активности освещаются через социальные сети, – университет «идёт в ногу со временем», – вести? которые привлекают студентов, что подтверждает высокий уровень организации процесса патриотического воспитания. Таким образом, культурно-массовые мероприятия являются в настоящее время самым плодотворным методом приобщения молодёжи к процессу патриотического воспитания. Однако, не смотря на плодотворную работу образовательных учреждений в данной сфере, остаются проблемы, требующие решения. Совместными усилиями административных органов, руководящего и преподавательского составов высшего учебного заведения необходимо находить и реализовывать больше стимулов для возникновения у молодёжи чувства долга, любви к Отечеству, желания следовать культурно-историческим ценностям, решать вопросы материальной поддержки мероприятий и проектов патриотической направленности, соблюдать систематичность их осуществления. Без реализации данных решений, без тесного сотрудничества между государством и ВУЗом нельзя ждать, что новое поколение будет способно принимать важные решения, направленные на развитие и процветание своей Родины, что будет возможно формирование сознательных граждан, способных вносить положительные изменения в общество.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Закирова А.Б., Логачева Л.Р., Михеева К.В. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 174 - 181. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10359 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10359



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.