'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 3
  4. Научная статья № 68

Просмотры  59 просмотров

Асавкина А.С., Крапивин О.В.

  


АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ И МЕТОДОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме физиологического утомления и методам восстановления, как физиологическим процессам, лежащим в основе работоспособности и тренированности студентов. При утомлении изменяются количественные и качественные показатели работоспособности. Для улучшения показателей работоспособности служит нормализация функциональных констант организма студента при восстановлении после занятий физической культуры. В статье так же раскрываются средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса.   

Ключевые слова:
утомление, восстановление, физическая культура, работоспособность, спорт, студент.   


Социальная проблема здоровья студентов на сегодняшний момент очень актуальна. Актуальность связана с особенностями физиологии растущего организма в возрасте 16-18 лет, а также по причине изменения социологических и экономических и других условий в гражданском обществе. В настоящий момент существует большая база, где затрагиваются различные стороны, призмы. В данной статье обзорного характера используется ресурс познания к спортивной физиологии и спортивной медицины, которая остается основополагающей в данных исследованиях. Мониторинг состояния здоровья студентов различных образовательных учреждений дает право констатировать факт, что образовательная система, с одной стороны, выступает источником факторов риска, негативно влияющих на здоровье студентов, с другой, при правильно построенной работе - образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для преодоления последствий такого влияния факторов риска. Улучшение отечественного образования, его вхождение в общеевропейское образовательное пространство ориентируют преподавателей обращать внимание на проблемы, влияющие на здоровье студентов во время учебного процесса. Для выполнения студентами высших образовательных учреждений обязанностей, которые возлагаются на них для достижения определенной меры образованности, предназначается учебная нагрузка, которая как система учебных заданий, приводит к интегративной (эмоционально-волевой, умственной и физической) напряженности, к утомлению. Утомление - это особое физиологическое состояние организма, которое проявляется во временном снижении работоспособности вследствие выполнения мышечной работы. Субъективно оно оценивается как усталость. Утомление необходимо расценивать как естественно нормальное функциональное состояние организма человека в процессе занятий по физической культуре.Фазы утомления:В зависимости от степени изменения внутренней среды организма, различают первичное и вторичное утомления.Первичное утомление (компенсированное) в данной фазе работоспособность поддерживается на прежнем, довольно высоком уровне. Что достигается за счет нарастающего возбуждения, высоком уровне. Особенно в корковых клетках. Работа обеспечивается максимальным напряжением сердечной и дыхательной систем; затраты энергии на выполнение работы резко возрастают; КПД организма снижается. Изменения, связанные с первичным утомлением, носят, в основном местный, локальный характер и компенсируется за счет резервных возможностей организма, характер и компенсируется за счет резервных возможностей организма. Признаки первичного утомления — раскоординация движений без снижения работоспособности, одышка, потливость, резкое покраснение кожи лица.Вторичное утомление (декомпенсированное) это непреодолеваемое, или некомпенсированное утомление. В данной фазе работоспособность человека значительно снижается. При глубоком утомлении, несмотря на все усилия, спортсмен прекращает свою работу. В центральной нервной системе развивается охранительное торможение, что приводит к прекращению работы. Крайняя степень данного утомления граничит с патологическим состоянием а также может вызвать обморок. Функциональные изменения затрагивают вегетативные системы, в результате чего развиваются признаки ярко выраженной гипоксии. Таким образом, вторичное утомление носит общий, системный характер. Признаки вторичного утомления: снижение работоспособности на фоне значительных волевых усилий, побеление и цианоз кожи лица и ногтевых лож, головокружение, приступообразная тошнота, отказ от работы. Профилактика утомления имеет огромное значение, так как обучение в медицинском ВУЗе – сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей. Среди мероприятий, направленных на уменьшение переутомления студентов во время учебного процесса и на период сессии, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие методы восстановления: организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха; отказ от вредных привычек (употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании); и непременно физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности. Деятельность студентов связана с процессом обучения и заключается в основном в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний, умений и навыков и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы личности, важнейшую роль в освоении учебного материала играет центральная нервная система, осуществляющая координацию функциональных сдвигов, развивающихся при обучении. При этом кора головного мозга анализирует сигналы, поступающие из внешней среды, вырабатывает и закрепляет необходимые условные рефлексы, тормозит лишние рефлекторные связи, объединяет единую систему рабочего динамического стереотипа. Основная физиология труда в области организации учебного процесса является предупреждение развития утомления и переутомления. Во время умственной работы студентов так же, как и при занятиях физическими нагрузками наблюдается изменение циркуляторного характера, нарушения обменных процессов, но они менее интенсивно выражены и не постоянны. При умственных нагрузках происходит сужение сосудов конечностей и расширение сосудов устроенных органов, происходит снижение уровня сахара в крови, увеличение содержания неорганического фосфора, холестерина, креатина, понижение щелочных резервов. При значительном утомлении студентов путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невозможным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т. д.) Утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы. Однако довольно часто снижение умственной работоспособности связано не с ним, а с усталостью, которая является субъективным отражением отношения самого студента к выполняемой работе. Поэтому при неинтересной, монотонной работе очень быстро наступает запредельное торможение, хотя объем уже выполненной работы может быть небольшим, т. е. усталость опережает утомление (вот почему при изменении характера работы в это время студент может показать высокую работоспособность). И наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполнению (награда или моральное удовлетворение получение стипендии, похвала за хорошую учебу) студент может работать достаточно долго без видимых признаков утомления (хотя физиологические критерии его в организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скрадывает их субъективное восприятие). При усталости еще возможно продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается творчества и все больше становится ошибок. Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, а затем неудовлетворения и раздражения. Восстановление работоспособности студента во время активного отдыха занимается не привычной работой это задерживает процесс восстановления работоспособности. Для ускорения восстановительных процессов в спортивной практике применяют различные методы.Активный отдых - это нагрузка (физическая, психофизическая или эмоциональная), выполняемая после основной нагрузки с целью повышения эффективности восстановления организма.Виды активного отдыха:Истинно активный отдых - это физическая нагрузка меньшей интенсивности, чем основная и подобная ей по характеру мышечной активности. Целью данной нагрузки является " вымывание" метаболитов из утомленных мышц, поддержание проходящего через них активного кровотока, активизация обмена веществ для достижения гипертрофии в рабочих мышцах. Существует два типа истинно активного отдыха. Первый тип - это физическая нагрузка того же характера, что и основная.Полуактивный отдых - это физическая нагрузка иного характера. Целью полуактивного отдыха является поддержание физической формы на фоне психоэмоционального отдыха. Второй тип - это физическая нагрузка антагонистического характера, в сравнении с основной. Как показал И.М. Сеченов, работоспособность мышц-сгибателей одной руки быстрее восстанавливается при сгибании другой руки или разгибании утомленной руки.Пассивный отдых - это разнообразие мероприятий, выполняемых без интенсивной физической активности студента, с целью снятия стресса.Наиболее оптимальным считается сочетание разных видов активного отдыха. Утомление само по себе – это естественная реакция на выполненную работу, поэтому оно не является отрицательным признаком состояния студента. Более того, продолжая учиться в условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым усилием, студент постепенно расширяет свои возможности в выполнении учебных задач, т. е. имеет место тренировка работоспособности. Но при этом следует учитывать, что чем более значительным оказывается утомление, тем более благоприятные условия восстановления (отдыха)должны создаваться. То есть речь идет о том, что состояние и динамика работоспособности должны определяться не только величиной выполненной учебного процесса, но и соотношением учеба /отдых. Дело в том, что продолжительная учеба в условиях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в долг» за счет резервных возможностей организма. Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти резервы следует компенсировать (благодаря же эффекту суперкомпенсации при полноценном отдыхе эти резервы восстанавливаются с некоторым превышением). В таком случае становится понятной вся важность правильной организации вне учебного режима студента умственного труда для поддержания высокого уровня его работоспособности. С другой стороны, нарушение соотношения «учеба /отдых» за счет неполноценности второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности. При сохранении такого положения в течение определенного времени постепенно развивается состояние переутомления – длительного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося функциональными нарушениями в ЦНС, которые затем могут спровоцировать и соматические заболевания, патологию нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменения в обмене веществ . если при начинающемся переутомлении студент нуждается лишь в регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже необходимо медицинское вмешательство. Известно, что ограничителями нагрузок (учебной, профессиональной) в правовом аспекте как средствами социальной защиты (прежде всего, в плане здоровья) служат максимально допустимые нормативы нагрузок. Документом, определяющим общие нормативы учебной нагрузки студентов высших образовательных учреждений, является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Конкретное же соблюдение соответствующих нормативов, распределение их во времени осуществления процессов в образовании (равномерно, неравномерно, с учетом состояния здоровья, работоспособности и т.д.) производят относительно учебной нагрузки такие участники образования как преподаватели. Студенты, осуществляя образовательную деятельность, сами устанавливают организационный регламент ее исполнения: объем и сроки выполнения учебных заданий. С позиций гуманно-ориентированного и системно-синергетического подходов студенты и преподаватели, являясь субъектами, с одной стороны, осуществляющими (студенты) образовательную деятельность, а с другой стороны сопровождающими (преподаватели) образовательную деятельность, должны максимально реализовывать позитивные результаты (достижение уровня образованности студентами не ниже определенного Государственным образовательным стандартом) и сводить к минимуму негативные последствия (наступление переутомления как угрозу здоровью студентов) достижения позитивных результатов. Учитывая вышеназванные содержательные аспекты предупреждения переутомления студентов, определившись с объемом данного понятия, дадим следующее определение. Предупреждение переутомления студентов — это взаимодействие студентов и преподавателей, осуществляемое в пределах их компетенций, по выявлению причин и условий, способствующих наступлению переутомления, принятию мер к устранению данных причин и условий, по предотвращению (не допущению) переутомления в ходе выполнения студентами образовательной деятельности. Для успешной адаптации студентов должен быть установлен постоянный порядок, система занятий, каждый вид работ должен проводиться в определенное время, чередование физического и умственного труда. В физиологической оценке трудового процесса студентов важное значение придается напряжённости умственного труда, количеству выполняемого домашнего задания, степени участия сенсорного аппарата, внимания, долговременной и оперативной памяти, а также условий, в которых протекает учебный процесс. Подводя итог всему вышесказанному, необходимо сказать, что умственная работоспособность является важным показателем состояния здоровья человека. И от личных действий студента зависит уровень данной работоспособности, и вследствие этого учебные достижения студента и его личная жизнь.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Асавкина А.С., Крапивин О.В. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ И МЕТОДОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 441 - 450. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10298 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10298



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.